6.4. Некоторые этические проблемы коммуникации в компьютерной среде
В преодолении проблем опосредованной компьютерной системой коммуникации в электронной среде образовательным сообществом уже накоплен некоторый опыт. К такому опыту относятся исследования по вопросам сетевой этики, основанные на выработке норм поведения, характерных для нескольких одновременно работающих участников (групп).
Следует сказать, что существование норм и правил сетевой этики предполагает и зачастую обеспечивает взаимно предусматриваемые и ожидаемые способы поведения тех, кто с ними знаком. В результате предвидения реакции одних пользователей Интернет-технологий на поведение других, межличностное взаимодействие или взаимодействие в малых группах приобретает организованный и взаимосогласованный характер. Так, отсылающий электронное письмо предполагает (или не предполагает) получить ответ на него или подтверждение о получении, извлечение вложения в течение какого-то срока (например, практически сразу, в течение дня, недели). Но получатель, не осведомленный о сетевом этикете, может проигнорировать это ожидаемое действие (или подтвердить получение, приписав к полученному объемному присланному сообщению короткую фразу, что не является ожидаемым и корректным).
Исследования и обучение в области коммуникации только начинают появляться в отечественной науке и образовании и вызваны повышенным интересом, в основном социально-гуманитарных наук. Исследования компьютерно-опосредованной коммуникации, как прикладного направления в области коммуникации показывают, что формируется особая культура обучения, в которой меняется роль педагога, изменяются организация и методология обучения и учения.
Использование педагогической коммуникации предполагает готовность педагога и обучающегося строить эффективную компьютерно-опосредованную коммуникацию между собой и с другими участниками педагогического процесса. Немаловажно изменение традиционных ролей, появление новых позиций в схемах взаимодействия педагог-обучающийся, обучающийся-обучающийся. При обучении используются различные оперативные способы взаимодействия: индивидуальные (консультации, индивидуальные задания, защиты выполненного задания) и централизованные формы коммуникации, методы обучения в сотрудничестве (проекты, форумы, электронные семинары). На этику поведения в компьютерной среде оказывают влияние формирующиеся нормы поведения, характерные для сообщества пользователей Интернет, а также образовательного и делового сообществ. Проявления этичного поведения выражаются некоторыми ожидаемыми действиями, сформированными определенным образом текстовыми сообщениями (обращение, тон, структура и содержание текста, задаваемые вопросы). Компьютерно-опосредованная коммуникация имеет не только ограничения (невербальные, эмоциональные), но и ряд дидактических преимуществ, которые делают ее привлекательной для использования в практике образования. К ним можно отнести гибкость, скорость, письменный характер, объединение информационной и коммуникативной составляющих, личностная направленность, возможности сотрудничества, которые проявляются в самонастраиваемости и самосовершенствовании коммуникативной составляющей электронной образовательной среды.
Влияние КСО на обучающегося зависит в большей или меньшей степени от устойчивости характера обучающегося и от правильной организации общения педагогом. Использование компьютерного сленга часто скрывает языковую безграмотность и демонстрирует стремление как-то выделиться из общего потока участников общения - как способ быть узнаваемым. Компьютерная Интернет-зависимость, синдром хакера могут иметь негативные последствия, свидетельствующие об изменении психики личности в целом. Необходимо заметить, что психологи, педагоги, специалисты в области информационных технологий уделяли и уделяют много внимания исследованию последствий информатизации для различных видов деятельности — игровой, учебной, профессиональной. Однако вопросы изменений личности в полной мере еще не изучены, поэтому необходимо участие педагогов и психологов в экспертизе разрабатываемых КСО. В этом случае появляется возможность выявить и принять меры как для нейтрализации негативного воздействия КСО на личность обучающегося, так и для создания условий, в которых в наибольшей степени смогут проявить себя преимущества, обеспечивающие применение этих средств.
Перенос умений и навыков работы с КСО на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии уподобления своей деятельности работе технического устройства. Так, педагоги, применяющие КСО, отмечают, что эти средства преобразуют учебную деятельность, внося в нее четкость, эффективность, предсказуемость. В то же время важнейшей задачей педагога становится показать обучающимся ограниченность подобного подхода. Нельзя исключать влияние примитивных (механических) способов «мышления» многих компьютерных обучающих программ на развитие способов мышления обучаемых. Необходимо перевернуть ситуацию, показав обучающимся, каким образом сознательно выбрать и применить оптимальные алгоритмы решения задач по аналогии с компьютером, используя рациональный подход к построению именно оригинального решения, путь к которому подскажет интуиция, догадка, неординарный, иррациональный взгляд на проблему.
Одним из наиболее характерных примеров положительного влияния на всех пользователей компьютера и современных средств коммуникации является возрождение (подчас в видоизмененных формах) эпистолярного творчества. Электронная почта, чаты, телеконференции потребовали навыков письменного общения, которые во многих развитых странах оказались практически забытыми благодаря широкому распространению телефонной связи. Там, где обучающимся становятся доступны коммуникационные технологии, естественным образом создаются условия для возникновения у них мотивации овладения письменной речью. Интернет переводит на новый, общедоступный уровень межэтническое общение, ведет к актуализации общекультурных познаний, создает мотивацию и условия для интенсивного изучения иностранных языков в ходе переписки.
Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности очень часто напрямую преследует в качестве основной цели освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение КСО постепенно изменяет некоторые формы деятельности, делает ненужными многие умения и навыки. Однако отнюдь не всегда подобные потери являются допустимыми. Например, никто не будет отрицать больших возможностей электронных таблиц, позволяющих производить не только обычные вычисления, но и помогающих, избавившись от рутинных операций, перейти к анализу данных. Наибольшая опасность здесь кроется в том, что современные КСО часто обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучающихся на самостоятельную выработку новых знаний (не просто получение информации!), представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучающимся. Мощный потенциал КСО может вывести на новый уровень «традиционные» навыки учащихся: поиск и установление взаимосвязей между различными параметрами, уточнение постановки задачи, сопоставление различных методов решения, анализ результатов, обобщение полученных знаний.
Широкому внедрению КСО обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие и нравственное воспитание обучающихся. Опасность технократического мышления, развивающегося под прямым и косвенным влиянием компьютерных средств, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны «превосходство средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями.
Моделирование, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения, творческих способностей. Однако, по данным исследований И.Н. Розиной , работа с системами виртуальной реальности, предоставляющими обучающемуся возможность фантазий в киберпространстве, может провоцировать аутизацию, т.е. замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Если же при этом происходит несбалансированная замена реальных практических действий некими символическими моделями, то трудно ожидать полноценного развития личности.
Итак, последствия применения КСО могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке того или иного средства нельзя подходить односторонне. Проектируя использование КСО в учебном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучающегося, которые и будут определять его развитие.
Назад | Содержание | Вперед |