7.9.2. Распределенные электронные библиотеки
В отличие от традиционных библиотечных хранилищ, где фонд источников отделен от справочно-поискового аппарата в виде карточных каталогов, электронные библиотеки составляют единое целое, части которого связаны друг с другом, например, ссылками - библиографическими описаниями с полными текстами. Технологической основой к созданию такого информационного продукта может служить, в частности, технология электронной доставки документов. Главное то, что эта технология позволяет объединить разобщенные информационные ресурсы и преодолеть пространственные барьеры между ними. Такую библиотеку можно назвать распределенной электронной библиотекой.
Распределенная электронная библиотека - это совокупность логически и технологически связанных между собой документов из различных электронных коллекций и отдельных информационных ресурсов, доступных через Интернет.
Распределенная электронная библиотека образовательных ресурсов может характеризоваться.
- принципами отбора документов (комплектования);
- способами создания связей между элементами;
- методами формирования электронного фонда.
Электронная библиотека распределенных образовательных ресурсов должна объединить в себе три основных компонента, обеспечивающих современные технологии обучения: информационное, методическое и программное обеспечение образовательного процесса. Такой комплексный подход позволит обеспечить обучающегося педагогическими условиями для успешного освоения учебного материала, подготовки к урокам, свободным графиком изучения, а также индивидуальным маршрутом обучения за счет использования различной глубины представленного материала.
Таким образом, электронной библиотеке распределенных образовательных ресурсов необходимо предъявлять следующие требования и принципы:
1) дидактические:
a) открытость и доступность ко всем видам работ;
b) научность содержания ресурса;
c) доступность предъявляемого учебного материала;
d) наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий;
e) информативность, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, носителями определенной информации.
2) психолого-педагогические:
a) компенсаторность, облегчающая процесс обучения и достижению цели с наименьшими затратами сил и времени;
b) активная поисковая деятельность обучающегося;
c) повышение демократичности получения образования.
3) дизайн - эргономические:
a) адаптивность, ориентированная на поддержание благоприятных условий процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;
b) повышение уровня мотивации к обучению.
4) технологические:
a) адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;
b) обеспечение устойчивой, без сбоев работы;
c) соответствие основы ресурса современным операционным системам.
Электронные библиотеки и каталоги являются ярчайшим примером автоматизации информационного и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Приведем несколько примеров использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, ссылаясь на адреса каталога электронных ресурсов http://catalog.iot.ru, которые могут способствовать повышению эффективности учебно-методической деятельности учителя.
В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)
http://som.fsio.ru
Сетевое взаимодействие школ
http://www.school-net.ru
Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
http://www.setilab.ru
Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа
http://pedsovet.org
Информационно-методический сайт для учителей и школьников
http://www.moyashkola.net
http://www.apkpro.ru
Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)
http://www.ito.su
Журнал «Вестник образования России»
http://www.vestniknews.ru
Научно-образовательная социальная сеть
http://socionet.ru
Научно-образовательный портал «Наука и образование»
http://originweb.info .
Назад | Содержание | Вперед |