7.9.2. Распределенные электронные библиотеки

  В отличие от традиционных библиотечных хранилищ, где фонд источников отделен от справочно-поискового аппарата в виде карточных каталогов, электронные библиотеки составляют единое целое, части которого связаны друг с другом, например, ссылками - библиографическими описаниями с полными текстами. Технологической основой к созданию такого информационного продукта может служить, в частности, технология электронной доставки документов. Главное то, что эта технология позволяет объединить разобщенные информационные ресурсы и преодолеть пространственные барьеры между ними. Такую библиотеку можно назвать распределенной электронной библиотекой.
  Распределенная электронная библиотека - это совокупность логически и технологически связанных между собой документов из различных электронных коллекций и отдельных информационных ресурсов, доступных через Интернет.
  Распределенная электронная библиотека образовательных ресурсов может характеризоваться.
  - принципами отбора документов (комплектования);
  - способами создания связей между элементами;
  - методами формирования электронного фонда.
  Электронная библиотека распределенных образовательных ресурсов должна объединить в себе три основных компонента, обеспечивающих современные технологии обучения: информационное, методическое и программное обеспечение образовательного процесса. Такой комплексный подход позволит обеспечить обучающегося педагогическими условиями для успешного освоения учебного материала, подготовки к урокам, свободным графиком изучения, а также индивидуальным маршрутом обучения за счет использования различной глубины представленного материала.
  Таким образом, электронной библиотеке распределенных образовательных ресурсов необходимо предъявлять следующие требования и принципы:
  1) дидактические:
  a) открытость и доступность ко всем видам работ;
  b) научность содержания ресурса;
  c) доступность предъявляемого учебного материала;
  d) наглядность, обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий;
  e) информативность, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, носителями определенной информации.
  2) психолого-педагогические:
  a) компенсаторность, облегчающая процесс обучения и достижению цели с наименьшими затратами сил и времени;
  b) активная поисковая деятельность обучающегося;
  c) повышение демократичности получения образования.
  3) дизайн - эргономические:
  a) адаптивность, ориентированная на поддержание благоприятных условий процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;
  b) повышение уровня мотивации к обучению.
  4) технологические:
  a) адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;
  b) обеспечение устойчивой, без сбоев работы;
  c) соответствие основы ресурса современным операционным системам.
  Электронные библиотеки и каталоги являются ярчайшим примером автоматизации информационного и учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Приведем несколько примеров использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, ссылаясь на адреса каталога электронных ресурсов http://catalog.iot.ru, которые могут способствовать повышению эффективности учебно-методической деятельности учителя.
  В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)
  http://som.fsio.ru
  Сетевое взаимодействие школ
  http://www.school-net.ru
  Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
  http://www.setilab.ru
  Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа
  http://pedsovet.org
  Информационно-методический сайт для учителей и школьников
  http://www.moyashkola.net
  http://www.apkpro.ru
  Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)
  http://www.ito.su
  Журнал «Вестник образования России»
  http://www.vestniknews.ru
  Научно-образовательная социальная сеть
  http://socionet.ru
  Научно-образовательный портал «Наука и образование»
  http://originweb.info .

Назад Содержание Вперед