7.10.1. Подходы к формированию и развитию ЕИОС
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественноэкономическую систему в целом - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. Такое определение дано в «Советском энциклопедическом словаре».
Классифицировать среды можно по разным основаниям, наиболее характерными, на наш взгляд, могут быть следующие:
- по степени глобальности определения среды (общепризнанные): макро-; мезо-; микро-;
- по виду существования и развития материи: биологические, технические, культурно-этнические и другие;
- по направлению решаемых общественно значимых задач: духовного развития и существования человека, отдельного сообщества, народа в целом; физического развития и здорового образа жизни; воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного уровня развития страны; экологического состояния страны, региона, города, села; социально-экономического состояния и развития страны, эпохи и так далее;
- по типу управления процессом познавательной деятельности и способам обмена информацией между обучающимися.
Нас будет интересовать образовательная среда как разновидность социальной среды, рассматриваемая с философских, психологических, социальных и педагогических позиций.
Образовательная среда - многоаспектная, целостная социальнопсихологическая реальность, предоставляющая человеку материальные и духовные условия для его образовательной деятельности, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погруже ния человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению, всестороннему развитию личности.
Рассмотрим компоненты термина информационно-образовательная среда. Понятие образовательной среды рассматривается многими авторами с разной полнотой отражения сути.
Информационно-образовательная среда (ИОС) - многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам.
Рассматриваемое понятие информационно-образовательная среда содержит слово «информационно», возможно, излишнее, на первый взгляд, поскольку образовательная среда не может быть «не информационной». Но здесь, скорее всего, это слово-приставка подчеркивает стремление современного периода развития общества построить образовательную среду на основе современных информационных технологий. Исходя из вышесказанного, через слово «информационная» мы говорим о современных информационных технологиях как технологической основе построения информационнообразовательных сред.
Подход к созданию информационно-образовательной среды должен отражать не только совокупность необходимого, заранее подготовленного, адаптированного согласно возрасту, содержательного и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать управление познавательной деятельностью. Среда должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов, процесс самостоятельного поиска. Информационнообразовательная среда должна способствовать постановке задач и поиску путей их решения, обеспечивать процесс непрерывного роста человека в профессиональном и общеобразовательном плане.
Одним из главных условий современного образования является именно воспитание желания обучающегося найти что-либо интересное для себя и попытаться предложить не просто достижение определенного результата, а найти свой собственный выход из лабиринта целенаправленно выбираемых информационных потоков. На наш взгляд, главной задачей при проектировании информационно-образовательной среды является обеспечение условий формирования и воспитания у обучающегося стремления к самостоятельной поисковой деятельности.
При формировании образовательной среды образовательного учреждения можно применить разные подходы. Чаще всего рассматривают подходы по следующим основаниям:
1) тип управления (распределенный, централизованный);
2) направление подготовки (общеобразовательное, профессиональное);
3) профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный);
4) уровень обучения (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное и другое).
Подход к созданию информационно-образовательной среды должен отражать не только совокупность необходимого содержательного и иллюстративного материала, но и разработку технологической основы обучения (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать управление познавательной деятельностью. Образовательная среда должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей разнообразные индивидуальные особенности обучающихся.
Главной особенностью современных информационно-образовательных сред, разработанных на основе современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, является их интерактивность, предоставляющая возможность ведения целенаправленного диалога. Диалог следует понимать не просто как речевой акт общения, а как форму осмысления информации, ее анализа, сопоставления, выбора, как форму «внутренней речи».
Как видим из проведенных рассуждений, требования к организации единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) очень разнообразные и, на наш взгляд, было бы правильнее вести разговор об интегрированных образовательных средах. Практически так оно и получится в итоге.
Назад | Содержание | Вперед |