4.4. Требования к разработке компьютерных средств обучения
Основываясь на принципах общей дидактики и принципах компьютерного обучения, кратко представим требования, которым должны удовлетворять компьютерные средства обучения.
Разработка технологии производства компьютерных средств обучения преследует цели:
1. Ускорение разработки, повышение качества и надежности средств обучения и контроля.
2. Унификация подготовки КСО, что позволит преподавателю- предметнику, не являющемуся специалистом в области программирования, готовить авторские автоматизированные курсы обучения и контроля.
3. Обеспечение возможности непрерывного уточнения и обновления материала, выносимого на рассмотрение.
На основе анализа научных публикаций и выше рассмотренного опыта разработки и эксплуатации созданных компьютерных средств обучения, предлагаем обобщить требования, которые необходимо рассматривать при создании компьютерных средств обучения.
К основным требованиям разработки КСО следует отнести:
1) учет индивидуальных особенностей обучающегося: типа мыслительной деятельности и уровня развития памяти; начального уровня подготовленности; индивидуального темпа обучения; других особенностей;
2) реализация гибкого алгоритма управления процессом познавательной деятельности на основе анализа успехов обучения конкретного обучающегося;
- предоставление обучающемуся возможности самостоятельного выбора траектории обучения и последующей ее корректировки в зависимости от результатов работы последнего;
- обеспечение разноуровневого обучения и контроля;
- обеспечение различного уровня контроля (пошаговый, поэтапный, итоговый) с предоставлением информации о результатах контроля обучающемуся и преподавателю в разной степени детализации и форме;
- возможность проведения апелляций в случаях несогласия со стороны обучающегося с результатами аттестации, проведенной в процессе выполнения УЗ или введенного обучающимся ответа;
- обеспечение непосредственного включения педагога в работу системы обучения в режиме апелляции (on/off - line режиме);
- сохранение истории обучения каждого обучающегося по конкретному предмету;
- адаптивность компьютерного средства обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;
- предоставление возможности обучающемуся выхода из КСО в другие среды работы с последующим возвратом в точку выхода;
3) представление обучающей информации в разных форматах и обоснованным использованием мультимедийных технологий, используемых при подготовке материала для изучения;
4) применение метода моделирования как при постановке обучающих заданий, так и при выполнении творческих работ в компьютерной среде обучения;
5) обеспечение гибкого, персонализированного, разнопланового диалога в обучающих системах;
6) предоставление обучающемуся возможности ввода ответов в разнообразной форме (свободной фразой; сложного ответа с перестановкой слов в ответе; ответа строгой конструкции; альтернативного ответа; в других формах);
7) высокая интерактивность работы в компьютерной системе обучения, предоставление обучающемуся возможности создавать запросы системе в случаях непонимания или неоднозначного восприятия поставленного обучающего задания;
8) обеспечение дизайн-эргономических требований к представленному обучающему материалу, предоставление возможности обучающемуся индивидуальной настройки работы в системе, обеспечение удобного интуитивно понятного интерфейса;
9) стремление к унификации компьютерных средств обучения и контроля с использованием инструментальных сред создания КСО и единых требований подготовки предметного обучающего материала;
10) создание развитой поисковой системы по материалам среды обучения: режимы «лупа»; «автопоказ»; наводящие вопросы, другое;
11) реализация в компьютерном средстве обучения различных видов помощи посредством различных форм диалога, обучающих воздействий, наличие специально отведённого места для рефлексии обучаемых;
12) наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса;
13) использование всех возможных способов предъявления информации в виде текста, графики, анимации, гипертекста, мультимедиа; обучаемый должен иметь возможность пролистывания информационного материала в обоих направлениях «вперед-назад» с возможностью установления типа и размера шрифта, а также повторения любого фрагмента желаемое число раз;
14) обеспечение контроля утомления обучаемого, блока релаксации: последний должен содержать тематически однородные небольшие «банки» шуток, афоризмов, музыкальные фрагменты и т. д.;
15) обеспечение регистрации обучаемого, создания протокола и ведения истории обучения, накапливание результатов обучения и информирование обучающегося об успехах учебной деятельности с целью последующей корректировки действий обучающегося;
16) обеспечение надёжности работы системы: техническая корректность; защита от случайного или неправильного нажатия; обеспечение адекватной реакции на любые, даже самые неожиданные ответы обучаемых; программа не должна «зависать» из-за непредвиденной последовательности срабатывания отдельных ее модулей или других причин.
Как видно из приведенных рассуждений, разработка компьютерных средств обучения очень непростая задача, точнее комплекс задач, решение которых позволяет создать условия для самостоятельной работы обучающегося, повышения качества подготовки и обеспечения непрерывного самообразования.
Представим в виде таблиц 6-8 часть системы критериев, по которым можно оценить как само компьютерное средство обучения, так и эффективность компьютерного обучения (Полная система критериев представлена в монографии автора «Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования»).
Таблица 6. Психолого-педагогические характеристики компьютерного средства обучения
Продолжение таблицы 6
Таблица 7. Дидактические характеристики компьютерного средства обучения
Продолжение таблицы 7
Продолжение таблицы 7
Таблица 8. Технологические характеристики компьютерного средства обучения
Продолжение таблицы 8
Итак, мы рассмотрели основные характеристики компьютерных средств обучения. Безусловно, качество КСО и эффективность их применения зависит от тех компонентов, которые составляют структуру компьютерного средства обучения.
Рассмотрим концептуальную структуру компьютерных средств обучения различного типа: котрольно-обучающих и тестирующих программ; электронного гиперссылочного учебного пособия; интерактивного задачника.
Назад | Содержание | Вперед |