2.1.4. Цель, задачи, принципы новой модели образования
Традиционная парадигма рассматривала образование как подготовку молодого поколения к труду, жизни, потребляя созданные в других отраслях материальные ценности. Новая парадигма видит в образовании самостоятельную ценность.
Цель создания новой парадигмы образования - обеспечение условий воспитания, обучения и развития свободной, критически мыслящей личности, соответствующей требованиям жизни в условиях рыночной экономики, способной к непрерывному повышению собственного уровня образования и культуры, к интеграции в мировое информационное пространство.
Задачи новой модели образования
1. Разработать и внедрить методологический, целостный и интеграционный подход способов освоения мира.
2. Создать условия развития свободной, критически мыслящей личности.
3. Обеспечить личностно-ориентированный разноуровневый подход к обучению.
4. Сформировать потребность к постоянному и непрерывному самообразованию.
5. Обеспечить свободный доступ обучающемуся к любой жизненно важной информации.
6. Обеспечить доступ к получению образования и непрерывному повышению культурного, образовательного и профессионального уровней без каких-либо ограничений.
7. Обеспечить качество образования в соответствии с требованиями личности, общества и рынка труда.
Основные принципы создания новой модели образования
1. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
2. Интеграция разных форм деятельности: учебной, научнопоисковой, производственной.
3. Демократизация образования - повышение возможности получения образования лицам, которые по каким-либо причинам не могут посещать обычные учебные заведения.
4. Обеспечение условий и уровня обучения, адекватных требованиям времени.
5. Предоставление обучающемуся свободы выбора времени и сроков обучения (поступление в вузы в течение всего года, сроки обучения зависят от способностей и возможностей).
6. Индивидуальное обучение и открытое планирование сроков и результатов обучения.
7. Переход от принципа «образования на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
8. Свобода в выборе места расположения учебного заведения.
9. Самоуважение, целеустремленность, самоконтроль, самоактуализация обучающегося.
10. Свободное развитие индивидуальности.
На рисунке 1 представлена в общем виде модель современного образования.
Рисунок 1. Основные черты современной модели образования
Назад | Содержание | Вперед |