1.3. Требования к уровню подготовки учителя информатики

  Анализируя государственный образовательный стандарт, утвержденный в 2009г., выделим требования, предъявляемые к уровню подготовки учителя информатики по рассматриваемой дисциплине «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании».
  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
  А) общекультурных: потребность и способность к самообразованию и саморазвитию; готовность к жизни и педагогической деятельности в условиях поликультурного общества; готовность к планированию и организации коммуникативного процесса, включая использование иностранного языка; обладать умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникаций; готовность к творческой деятельности (ОК-1, ОК-6, ОК8-10, ОК-12).
  Б) в области педагогической деятельности: готовность к применению информационных и коммуникационных технологий для решения профессиональных и личностных проблем в условиях неопределенности; способность к рефлексии, самоконтролю и коррекции результатов педагогической деятельности; способность к ведению научно-исследовательской деятельности (ПК- 2-4).
  В результате освоения дисциплины студент должен:
  знать
  - функциональные и дидактические возможности современных компьютерных средств обучения и тестирования;
  - теоретические и дидактические требования и принципы разработки компьютерных средств обучения на основе готового инструментария;
  - способы классификации, требования, предъявляемые к компьютерным средствам учебного назначения для организации занятий разного вида;
  - педагогические и эргономические требования для построения занятий с использованием компьютерных средств обучения;
  - возможности автоматизации управления учебным процессом в образовательном учреждении;
  уметь
  - разработать модель урока с применением КСО и учетом уровня подготовленности учеников;
  - организовать занятие и другие виды работ с использованием компьютерных коммуникационных средств общения (электронный семинар, электронная почта, другие программно-технические возможности класса);
  - подготовить кабинет информатики к занятиям с обоснованием необходимости выбранного программно-методического обеспечения учебного процесса;
  приобрести опыт
  - работы с 2-3 средствами обучения на базе ИКТ для организации занятий в соответствии с поставленными целями обучения;
  - создания и использования разработанных компьютерных средств обучения.
  Итак, в результате изучения рассматриваемого курса студент должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, рассмотрению которых посвящена следующая глава данного пособия, обладать знаниями и сформированными через систему знаний умениями, как основы изучения и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании:
  1) быть знакомым с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
  2) уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
  3) быть готовым к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении с выходом в компьютерные сети разного уровня;
  4) быть знакомым с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе «Виртуальная реальность»), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию
  ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией.
  Современный этап информатизации общества предъявляет дополнительные требования к кругозору учителя информатики. Исходя из необходимости воспитания критически мыслящей личности, при подготовке учителя информатики необходимо рассмотрение следующих вопросов:
  1) формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности и не только учителя информатики. Информационнокоммуникационные технологии являются необходимым компонентом, условием и катализатором процесса модернизации образования;
  2) внедрение технологий обучения, обеспечивающих развитие стремления и готовности к самостоятельной работе для осуществления научнообразовательной и учебно-познавательной деятельности;
  3) формирование потребности нового содержания образования, направленного на формирование исследовательской, проектной компетенций и способности самостоятельного выбора и построения образовательных траекторий как учителя, так и его учеников;
  4) формирование необходимых компетенций по разработке компьютерных средств обучения и контроля с использованием наиболее распространенных готовых инструментальных средств таких как, Macromedia Author- ware, ToolBook, FrontPage, других средств и языка разметки электронных документов HTML;
  5) понимание задач и принципов создания образовательных сайтов, информационно-образовательных порталов как необходимых средств управления учебно-методическим обеспечением образовательного процесса;
  6) понимание необходимости, значения и общих принципов функционирования единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) и ее важнейших компонентов как основы функционирования современной модели образования;
  7) понимание необходимости, задач и принципов функционирования автоматизированных систем управления образовательным учреждением.
  Как видим, даже неполный перечень необходимых знаний, умений, понимание сути проблем информатизации образовательного процесса в школе впечатляет. Учителя информатики в школе необходимо рассматривать не только как учителя предметника, но, в первую очередь, как организатора информатизации педагогической деятельности школы. Безусловно, в полной мере владеть всеми необходимыми знаниями для работы учителем информатики практически невозможно, но самое главное, на мой взгляд, это развитие интенции (стремления) к непрерывному самообразованию. Не разовое эпизодическое повышение квалификации, а непрерывное обновление знаний, - важнейшее требование для любого современного специалиста, а для учителя информатики эта способность является определяющей.
  Потребности социально-экономического развития страны обуславливают новую систему приоритетов, начиная со всех ступеней общего образования. На первое место выдвигается, наряду с другими, информационнокоммуникативная компетентность. Информационно-коммуникационные технологии являются необходимым компонентом, условием и катализатором процесса модернизации образования.
  Анализируя не только собственный опыт работы, но и опыт работы педагогов и других исследователей в области разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий, анализируя круг вопросов в работе учителя информатики, можно констатировать, что требования к уровню подготовки, точнее сказать, компетентности учителя информатики очень высоки. Подготовить учителя информатики, эффективно использующего информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, в рамках отведенных государственным образовательным стандартом курсов и соответствующего объема часов, практически, невозможно. Именно поэтому Оренбургский государственный университет уже в 2003 году пошел на ввод новых дополнительных курсов для подготовки учителя информатики: «Технология разработки компьютерных средств обучения» и «Технологии компьютерного обучения и тестирования».

Назад Содержание Вперед