7.7.2. Архитектура программного комплекса
Приведем краткое описание, не вдаваясь в технологические тонкости, некоторых подсистем, представленной на рисунке 38 архитектуры портала на пользовательском уровне.
Подсистема взаимодействия с другими образовательными порталами
Подсистема взаимодействия с другими образовательными порталами должна обеспечивать следующие возможности:
1) хранить информацию о других образовательных порталах как в этой же предметной области, так и в других предметных областях;
2) хранить информацию об образовательных порталах более высокого (в частности, федерального) уровня;
3) автоматически рассылать уведомления об обновлении содержания порталам;
4) принимать информацию об обновлении содержания других порталов. При поступлении такой информации от порталов более высокого уровня следует автоматически размещать ссылку на обновленные документы на своем портале. В случае поступления информации об обновлении от порталов одинакового или более низкого уровня должна быть рассылка уведомлений членам экспертного совета портала с целью принятия решения о размещении новых материалов;
5) предоставить пользователям возможность поиска информации по заданному критерию на выбранных пользователем порталах;
6) обслуживать запросы на поиск информации по порталу от других порталов. Для этого необходим интерфейс с поисковой системой портала;
7) формировать и обслуживать запросы на информацию о содержании портала;
8) обслуживать запросы на пересылку указанного документа.
Рисунок 38. Архитектура образовательного портала
Программный блок взаимодействия с внешними пользователями
1) свободный доступ к образовательной, научной и научно-полулярн ой информации, создаваемой на русском языке или переведенной на русский язык, с сохранением оригинала;
2) мониторинг частоты востребованности содержания рубрик портала;
3) возможность поиска необходимой информации по рубрикам, по авторам, аннотации, по контексту, ссылке;
4) обеспечение возможности получения почтовой рассылки заказанной информации;
5) обеспечение прав пользователей для участия в различных форумах, семинарах и chat-room при обсуждении проблем;
6) предоставление интерактивной и отсроченной консультативной поддержки обучающихся;
7) предоставление возможности интерактивной работы при самообучении;
8) возможность просмотра видео конференций, интернет-участие в конференциях при условии обеспеченности необходимым оборудованием в удаленных точках;
9) возможность получения интерактивной консультационной поддержки обучающихся по рассматриваемой предметной области;
10) понятный и удобный интерфейс пользователя и единый формат представления однотипной информации.
Подсистема поддержки деятельности обучающихся Образовательный портал по своей сути - хранилище разнородной информации, предназначенной для пользователей разного уровня, а не только для конкретного вуза или школы, в этом и смысл создания единой информационно-образовательной среды. Основное внимание при разработке подсистемы поддержки обучающихся следует уделить подготовке компьютерных интерактивных сред обучения и контроля.
Любой образовательный портал предназначен в первую очередь для самостоятельной работы обучающегося. Важным режимом работы на портале является использование различных средств коммуникации. Чаще всего это электронная почта, chat-room и форумы.
Подсистема модерируемых форумов
Рассмотрим средство коммуникации - форум.
Вопрос модерируемости (администрирования) форумов важен в организации коммуникативного взаимодействия. Существуют закрытые и открытые форумы.
Коротко остановимся на описании общих требований, предъявляемых к форумам:
1) работа в закрытых форумах доступна только для внутренних зарегистрированных на портале пользователей;
2) чтение любого открытого форума может осуществлять любой пользователь портала (как зарегистрированный, так и незарегистрированный);
3) активно участвовать в форумах (задавать вопросы и давать ответы на поставленные вопросы) могут только зарегистрированные пользователи портала;
4) каждый форум должен иметь систему маскирования нецензурных выражений;
5) сообщение автоматически добавляется в форум с учетом категории сообщения (вопрос или ответ на уже поставленный вопрос), вследствие чего форум имеет древовидную структуру;
6) каждый форум должен иметь модератора (администратора), в обязанности которого входит чтение всех сообщений, определение принадлежности сообщения тематике форума. В случае, если сообщение не принадлежит тематике форума или пользователь использовал нецензурные выражения, а также в случае оскорбления достоинства других пользователей, модератор имеет право ограничить в течение определенного срока активное участие в форуме конкретного пользователя;
7) должна быть разработана удобная система поиска информации, как по отдельным форумам, так и по их совокупности;
8) должна функционировать система выборочной (по результатам поиска, за определенный период) и тотальной архивации материалов форумов. Обеспечение этого условия позволяет пользователям скачивать архивы материалов форумов и принять участие в работе форума в off- или on-line режиме;
9) система обеспечения форумов должна обладать свойствами высокой надежности.
Назад | Содержание | Вперед |