4.10.1. Размещение текстово-графической информации на экране
Современный электронный обучающий материал содержит разнообразные типы информации. Большое значение имеет грамотное соотношение текста и графики на экране монитора, но очень важно уметь правильно разместить разного вида текстовую и графическую информацию на экране монитора. Вопросы восприятия информации с экрана достаточно подробно рассмотреныв докторском исследовании И.Е. Вострокнутова . Ниже приведены основные положения выполненного исследования по размещению информации на экране монитора.
Под графической информацией принято понимать рисунок, либо динамическую картинку, не содержащую текстовую информацию.
В программных средствах образовательного назначения данные виды информации используются как самостоятельно в рамках отдельного кадра, так и в сочетании друг с другом. Для оптимизации изучения информации на экране монитора разработчики программных средств часто используют логические ударения, иногда последовательности логических ударений.
Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту.
Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. При восприятии текстово-графической информации характерно то, что поле текстовой информации первоначально воспринимается как графический макрообъект. Если логические ударения отсутствуют, то порядок изучения информации в зависимости от ее расположения определяет приоритет изучения информации.
Анализируя ранее выполненные работы по созданию электронных ги- перссылочных учебников и собственный опыт работы, мы пришли к тем же основным принципам размещения информации на экране монитора и важности главного ориентира этого размещения - центральной точки монитора.
Рассмотрим основные виды размещения текстово-графической информации на экране монитора.
При таком размещении информации сначала читается текст, поскольку текст размещается с «захватом» центра экрана монитора, а затем уже рассматривается рисунок.
На следующем рисунке представлено другое размещение текстовой и графической информации на экране монитора.
Центр экрана пуст, поэтому текст и рисунок как бы равноправны, поэтому последовательность их изучения четко не определена. Такое размещение объектов рассеивает внимание, мешает сосредоточиться. Часто разработчики заполняют пустоты фоновым рисунком, что также осложняет восприятие информации, причем, чем ярче фоновый рисунок, тем труднее сосредоточиться на изучении материала.
При таком заполнении экрана сначала изучается рисунок, поскольку он занимает практически всю центральную часть экрана, лишь после рассмотрения рисунка привлекает внимание текст. Этот вид размещения информации оправдан в том случае, если основу информации несет рисунок, а текст является лишь сопровождением/пояснением последнего.
При таком размещении информации на экране предполагается, видимо, обычная последовательность изучения представленного материала - сначала текст, затем рисунок. Однако рисунок при таком размещении выступает как более важная часть задачи, чем текст, поскольку произошел захват центра экрана рисунком, поэтому рассматривается, как показал опыт, сначала рисунок.
Анализируя представление информации (ВИД 5) отметим, что сначала изучается рисунок, поскольку он в центре внимания и достаточно свободен в размещении, затем читаются тексты. Тексты 1 и 2 равноправны, последовательность их чтения не очевидна, что приводит к рассеиванию внимания, но читают сначала текст 1, как обычно - слева.
Сначала читается текст 1, затем текст 2 (ближе к центру), затем текст 3 (расположен по осевой линии), только затем обращается внимание на рисунок. Рисунок оказывается «задавлен» текстом, носит второстепенный характер. Именно такой порядок просмотра материала на экране монитора был получен при опросе обучающихся, работающих с электронными пособиями.
Общие рекомендации по размещению текстово-графической информации на экране монитора
1) Лучший вариант организации учебного материала такой, когда определенный логически завершенный объем учебного материала или важной информации отображается на экране без необходимости использования вертикальной и тем более горизонтальной прокруток. Если используются вертикальные прокрутки, то текст должен помещаться на 2-3 экрана. Горизонтальная прокрутка в КСО вообще недопустима.
2) Предоставляемая информация не должна сосредотачиваться на одной стороне экрана, логические группы информации должны продуманно размещаться в пространстве, заголовки фрагментов текста и подписи рисунка должны быть центрированы.
3) Таблицы должны размещаться на одном экране, большие таблицы рекомендуется по возможности разбивать на несколько более мелких.
4) Пояснения к иллюстрациям (рисункам, схемам, диаграммам и т.п.) должны располагаться под ними и как можно ближе к ним, это создаёт целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия учебного материала. Пояснения к таблицам должны располагаться над ними.
5) Формулы желательно размещать в центре экрана, рекомендуется все формулы нумеровать.
Рассмотренные виды размещения текста и рисунка следует учитывать при оформлении обучающего материала и необходимых дополнительных элементов (меню, кнопок навигации, других элементов).
Назад | Содержание | Вперед |