5.6.4. Программы компьютерного контроля и тестирования

  Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и оценка практических умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает-не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося.
  Компьютерный контроль (КК) Знаний, умений, навыков, различий, другое) - процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания/операции запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала/подготовки в обучающих системах.
  Эффективность компьютерного контроля зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов, способов их использования и степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося, а также от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий.
  Система программно-технических средств, обеспечивающая проведение процедуры компьютерного контроля знаний, может быть рекомендована в качестве самостоятельной или встроенной в другие системы обучения, использующие интерактивный режим работы субъектов образовательного процесса.
  Компьютерное тестирование (КТ) - аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов.
  Мы будем говорить о компьютерном тестировании как разновидности технологии компьютерного контроля знаний.
  Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий, в равных для всех испытуемых условиях.
  Тест - это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры тестирования и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.
  Применение компьютерного тестирования знаний обучающихся является технологической основой получения объективной, независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков).
  Анализ результатов компьютерного тестирования уровня подготовленности обучающегося позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания учебных дисциплин.
  Рассмотрим основные признаки, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:
  1) свойство универсальности заключается в абстрагировании от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий. подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;
  2) свойство модульности обеспечивается наличием независимых, но взаимосвязанных компонентов (подсистем): создания теста, мониторинга результатов, проведения тестирования;
  3) свойство централизованности Данные в контролирующей системе должны храниться централизованно на удаленном сервере. доступ к данным осуществляется через локальную сеть;
  4) свойство защищенности. Контролирующая система должна разграничивать права пользователей по типичным ролям для предотвращения доступа тестируемых к правильным ответам теста и т.п.;
  5) свойство адаптивности. Контролирующая система может обладать возможностью настройки на проведение диагностирования с применением различных моделей диагностики для получения результатов, определённых ведущей идеей диагностирования, например, применение адаптивной модели тестирования;
  6) автоматическая обработка результатов теста. В контролирующей системе должна проводиться математическая обработка результатов тестирования, в частности, расчет трудности заданий теста.
  Требования к системам тестирования:
  1) интуитивно понятный пользовательский интерфейс;
  2) обеспечение возможности ввода разнообразных форм ответов;
  3) унифицированность формата подготовки тестовых материалов; данных;
  4) простота подготовки тестовых материалов;
  5) режимы работы тестовой системы: локально независимый; сетевой;
  6) статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;
  7) предоставление пользователю возможности отсроченного рассмотрения результатов работы в системе;
  8) другие возможности.
  Рассмотрим некоторые системы тестирования.
  Рассмотрение ряда программ тестирования позволит пользователю оценить, выбрать и применить готовые программные средства в качестве инструмента для создания тестов, как в качестве самостоятельного блока, так и включением, например, в структуру электронного гиперссылочного учебного пособия или интерактивного задачника для обеспечения процедур самоконтроля или тестирования разного уровня.
  Hot Potatoes - набор программ, предоставляющих преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для самоконтроля учащихся.
  С помощью программ можно создать различные типы упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
  Особенностью этих программ является то, что созданные задания и тесты сохраняются в стандартном формате веб-страницы и для использования этих заданий и тестов необходим только браузер, например, Internet Explorer.
  Этот набор программ используется очень широко во всем мире, созданные задания и тесты легко встраиваются в систему дистанционного обучения Moodle.
  Программа разработана в 1997-2007 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада http://web.uvic.ca/hcmc .
  Состав программы Hot Potatoes
  В состав Hot Potatoes входят 5 программ для составления заданий и тестов разных видов:
  - JQuiz - Викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
  - JCloze - Заполнение пропусков.
  - JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий).
  - JCross - Кроссворд.
  - JMix - Восстановление последовательности.
  Все задания и тесты выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Возможно снабжение ошибочного ответа комментарием.
  Шестая программа The Masher, входящая в набор, позволяет объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы. Всю информацию о программе Hot Potatoes можно найти на сайте http://hotpotatoes.ru/ .
  АИССТ - автоматизированная интерактивная сетевая система тестирования, обеспечивает одновременное массовое тестирование студентов, формирует базы данных по результатам проведенных сеансов тестирования, обладает широкими возможностями и гибким алгоритмом оценки результатов подготовленности.
  Основные возможности программы:
  Система АИССТ предназначена для проведения процедуры компьютерного сетевого тестирования и обеспечивает выполнение работ:
  - создание и оформление тестовых заданий с различными типами ответов: альтернативный, выбор одного ответа из нескольких, выбор нескольких ответов из многих, графический выбор ответа, ответ свободной конструкции, сложный ответ с возможностью свободного перемещения слов (смысловых зон) в ответе;
  - редактирование ранее созданных тестовых заданий (текста и ответов);
  - обеспечение конвертирования форматов данных, например, оформление тестовых заданий, созданных в простом редакторе Блокнот (WordPad) в виде текстового файла;
  - проверка правильности оформления ответов и корректности постановки задания;
  - создание журнала результатов тестирования (ведомости сеанса тестирования, статистических данных по результатам проведенных сеансов тестирования, анализ работы отдельного испытуемого и всей группы в целом);
  - проведение процедуры сетевого тестирования.
  Система АИССТ предоставляет субъектам образовательного процесса следующие возможности:
  педагогу
  - создание и различные виды работ с базами данных тестовых заданий по разным дисциплинам и темам;
  - создание и управление логическими базами данных для проведения контрольных занятий по любым темам одной или различных дисциплин;
  - использование различных моделей оформления тестового задания и ответа;
  - предоставление возможности оформление правильного ответа в разных формах: свободным текстом, формулой, набором ключевых слов - вариантность ответа;
  - создание и настройка контрольных курсов;
  - использование различных методик проведения контроля и анализа его результатов;
  - настройка параметров контроля для каждого студента или же использование предварительных общих установок;
  - назначение даты, времени прохождения, количества попыток и места прохождения контроля;
  - ведение подробной статистики работы системы и возможность настройки детализации регистрируемых событий;
  - различные выборки по результатам пройденного контроля;
  - графическое представление собранных и обработанных статистических данных по проведенным контрольным занятиям;
  - построение диаграмм: персонального прохождения сеанса тестирования каждого обучающегося; распределения результатов компьютерного тестирования группы обучающихся; карты решаемости заданий; карта коэффициента освоения дидактических единиц (ДЕ) контролируемой дисциплины; график освоения дисциплины на основе результатов освоения различных ДЕ;
  - сбор статистики для анализа качества, выбраковки тестовых заданий и создания качественных тестов;
  студенту
  - пропуск вопросов с последующим возвратом к ним для ответа;
  - использование пауз во время прохождения контроля;
  - обращение к процедуре апелляции результатов контроля по требованию, с восстановлением ответа обучающегося и возможностью обсуждения ответа в интерактивном режиме с предоставлением права преподавателю корректировки результата тестирования;
  администратору системы
  - разграничение прав администрирования учетных записей групп обучающихся и преподавателей;
  - создания демонстрационных пользователей со специфичными правами;
  - настраиваемая политика безопасности;
  - и другие.
  Система многоуровневого автоматизированного контроля АИССТ разработана по алгоритму автора. АИССТ используется в качестве компонента информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета (ИАС ОГУ) для оценки качества подготовки студентов, имеет сайт - http://aist.osu.ru, система АИССТ зарегистрировна Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство № 2011610456 от 11.01.2011.
  Айрен - это программа свободного распространения, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.
  Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.
  При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об учебных достижениях каждого обучающегося. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве для дальнейшего просмотра и анализа с помощью встроенных в программу средств. В программе Айрен можно создать свою шкалу оценивания результатов и настроить режим тестирования. Программа может быть встроена в создаваемое учебное пособие. На сайте программы представлено пошаговое руководство настройки, что значительно облегчает работу пользователя.
  EasyQuizzy - программа свободного распространения.
  Программа позволяет создавать компьютерные тесты для проверки знаний и проводить сеансы тестирования.
  Программа задает пользователю вопросы и выставляет оценку на основе заданной шкалы баллов. Создаваемый тест представляет собой независимый исполняемый файл, который может быть активизирован на любом компьютере под управлением ОС класса Windows.
  Возможности программы:
  - простота развертывания тестирования;
  - создаваемые тесты - независимые исполняемые файлы, запускающиеся на любом компьютере под управлением MS Windows без какой-либо предварительной настройки. Достаточно скопировать файлы тестов на компьютеры учащихся и все готово к тестированию;
  - доступны три типа вопросов теста: одиночный выбор ответа из заготовленного списка вариантов; множественный выбор из списка и свободный ввод ответа с клавиатуры. В одном тесте можно произвольно совмещать вопросы разных типов.
  - удобное создание вопросов и ответов;
  - редактор теста позволяет вставлять в текст вопроса и вариантов ответа любые картинки, специальные символы и математические формулы;
  - изменяемая последовательность вопросов и ответов;
  - регулирование времени тестирования;
  - можно задать свою систему оценивания;
  - возможность конвертирования созданных тестов;
  - поддерживается экспорт/импорт тестов в универсальный формат XML, доступный для считывания другими приложениями, доступен импорт тестов из бесплатных систем тестирования Test-W и Test-W2;
  - реализовано настраивание параметров тестирования;
  - предоставляется возможность формирования и печати полного отчета по тестированию.
  Материалы по программе представлены: http://easyquizzy.ru/blog/2011/ .http ://easyquizzy.ru/download/easyQuizzy-2. 0 -installer. exe.
  «Конструктор тестов»
  Универсальная система проверки знаний.
  Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере тестирование могут проходить независимо несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс.
  «Конструктор тестов» состоит из трех частей:
  1. «Конструктор тестов. Редактор» - предназначен для заполнения и редактирования базы данных, а так же для различных настроек «Конструктора тестов».
  2. «Конструктор тестов. Тренажер» - предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены в базу данных при помощи «Редактора».
  3. «Конструктор тестов. Администратор результатов» - предназначен для анализа результатов, полученных в процессе тестирования в программе «Конструктор тестов. Тренажер».
  Возможности:
  - использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;
  - вопросы разных типов, в том числе и мультимедийные;
  - поддержка следующих типов ответов: выбор одного из многих; множественный выбор; на соответствие; ввод с клавиатуры;
  - подача вопросов в произвольном порядке;
  - весовые коэффициенты вопросов и ответов;
  - возможность пропуска вопросов и возвращение к пропущенным вопросам;
  - возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями;
  - возможность ограничения по времени и прерывания тестирования;
  - настаиваемая шкала оценивания;
  - установка разных прав доступа к редактированию базы данных в «Редакторе»;
  - копирование тем и вопросов целиком или выборочно из одной темы в другую;
  - настраиваемый интерфейс;
  - обновление материалов через Интернет.
  Мы рассмотрели лишь небольшое количество программ компьютерного тестирования, которые доступны для использования по сети Интернет. Рассмотренные программы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия программ этого класса.

Назад Содержание Вперед