3.8. Функции и характеристики компьютерного обучения
Прежде чем начать описание и анализ характеристик компьютерного обучения обратимся еще раз к рассмотрению термина технология обучения. С точки зрения известного психолога Е.И. Машбица технология обучения это проекция психологической теории обучения на практику обучения. В педагогической литературе обычно определяют три основные функции технологии обучения:
- описательная - раскрывает суть процесса обучения, компоненты системы обучения;
- объяснительная - с помощью чего и как использовать компоненты обучения;
- проектировочная - как реализовать предполагаемую эффективность технологии.
В своих исследованиях ученые показывают, что проектировочная функция предполагает разработку проекта конкретной технологии обучения, подчеркивая, что способов проектирования, в том числе и проектирования технологии образовательного процесса, может быть несколько с достижением одних и тех же результатов при реализации проекта. Исследователем предлагается ряд требований при выборе того или иного варианта построения процесса обучения:
- все обучаемые должны достичь определенного качества подготовки - усвоения содержания обучения;
- достижение заданного уровня обучения должно быть выполнено наиболее рациональным способом в соответствии с индивидуальными способностями обучаемых даже в условиях работы больших групп;
- представление материала для изучения должно способствовать преодолению противоречия между всевозрастающим объемом информации в данной предметной области и ограниченным временем на его усвоение;
- соблюдение требований здоровьесберегающих технологий: ди- зайн-эргономических, щадящих психологических и физических нагрузок при работе в компьютерных средах обучения.
Определенной методологической основой компьютерных технологий обучения явились идеи программированного обучения, использующие различные технические средства обучения и четкую структуризацию обучающего материала. Постепенно в связи с развитием компьютерной техники появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Для программированного обучения характерно: разбиение учебного материала на кадры, в состав каждого кадра обычно входило учебное задание, рекомендации к выполнению задания и оценка правильности выполнения задания из предыдущего кадра. Компьютер существенным образом изменил управление учебной деятельностью за счет интерактивного режима работы, использования положительных и отрицательных обратных связей, используемых при разработке компьютерных средств обучения.
Использование компьютерных технологий обучения и взаимодействия позволяет получать знания не только от педагога, но и самостоятельно, обращаясь к распределенным образовательным ресурсам, глобальному информационному полю, которое имеет тенденцию к экспоненциальному увеличению своего объема.
Функциональные свойства современных компьютерных и коммуникационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей:
- неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;
- повышение доступности образования с расширением форм получения образования;
- обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;
- развитие личностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;
- значительное расширение и совершенствование организационнометодического обеспечения образовательного процесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);
- повышение активности субъектов в организации образовательного процесса;
- значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса;
- обеспечение возможностей реализации индивидуальной траектории обучения;
- развитие самостоятельной творческой поисковой деятельности в процессе обучения;
- повышение мотивационной стороны обучения;
- независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
- создание единой информационно-образовательной среды обучения и не только одного региона, но страны и мирового сообщества в целом.
Процесс обучения, как и любая другая форма интеллектуальной деятельности, очень сложен, имеет свою структуру и выполняет определенные функции.
Современная отечественная дидактика выделяет несколько принципов обучения:
- социальная обусловленность и научность обучения. Определяет необходимость соблюдения в подготовке требований государства, общества;
- практическая направленность подготовки. Ориентирует обучающихся в процессе подготовки на то, что им необходимо в практической деятельности;
- целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении. Определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса;
- доступность и высокий уровень трудности обучения. Обучение ориентируется на высокую отдачу и напряжение сил конкретного обучаемого;
- сознательность, активность и мотивированность обучающегося. Определяет позицию и отношение обучаемых к участию в педагогическом процессе;
- прочность овладения основными составляющими (компетенциями) общей профессиональной компетентности;
- дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
- комплексность, единство обучения и воспитания.
Компьютерная среда обучения вносит много нового в образовательный процесс, предоставляет дополнительные возможности благодаря расширению технологической основы организации обучения. Рассмотрим основные характеристики обучения в компьютерной среде, выделив пока два класса характеристик (психолого-педагогический и технологический).
Психолого-педагогические характеристики:
- опосредованность - общение через или с помощью компьютерных средств обучения;
- индивидуальность - выбор собственного собеседника и маршрута обучения;
- независимость - от времени и места (сетевое общение);
- эстетичность - формирование культуры общения.
Рисунок 6. Характеристики обучения в компьютерной среде
Технологические характеристики:
- распределенность образовательного материала и субъектов образовательного процесса (использование для общения распределенных собеседников через сеть Интернет);
- виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения;
- степень использования автоматизированных средств - компьютерные средства обучения могут использоваться в общении в большей или в меньшей степени;
- эргономичность - в компьютерных средах обучения должны соблюдаться все санитарно-гигиенические нормы и требования к организации занятий;
- расширяемость - подключение любого неограниченного числа собеседников.
Внедрение любой новой образовательной технологии и средств обучения - непростая задача. Образовательные технологии и технические средства обучения не могут быть плохими или хорошими сами по себе, лучше или хуже, при сравнении одних с другими. Получение эффективности, интенсивности, активизации или индивидуализации образовательного процесса и коммуникации зависит в большей степени от того, как они используются, какие задачи при их применении решаются. Каждое инновационное средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия - лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.
Назад | Содержание | Вперед |