5.6.2. Демонстрационно-обучающие программы
Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения. Одной из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения является проблема создания дидактически целесообразных демонстрационно-обучающих программ.
Демонстрационно-обучающая программа - это программное средство, позволяющее представлять любую сложную информацию о моделируемом предмете или явлении в наглядной форме.
Демонстрационно-обучающие программы - прикладные программные средства, которые могут быть использованы на разных этапах организации учебной деятельности учеников как на аудиторных занятиях, так при самостоятельной работе. Как правило, работа с такими программами строится на основе диалога с пользователем (учащимся) и не требует вмешательства учителя.
Основными достоинствами моделей исследуемых объектов или явлений, реализуемых с помощью ЭВМ, является гибкость и вариативность, возможность управления их поведением, реализация интерактивного режима работы. Если пользователь ЭВМ - учитель, то он может использовать учебную компьютерную модель (УКМ) в демонстрационных целях и перед ним открывается широкое поле для педагогического творчества. Демонстрируя модель, он может по своему усмотрению выбирать режим работы, в той или иной последовательности менять параметры исследуемого объекта, регулировать темп работы, при необходимости повторять элементы демонстрации и одновременно вести беседу с классом. Если пользователем ЭВМ является ученик, то учебная компьютерная модель может выступать как объект исследования (например, при выполнении лабораторной работы на базе ЭВМ). При этом ученик имеет большие возможности для исследовательской, творческой деятельности, что стимулирует развитие его умственных способностей, делает усваиваемые им знания глубже и прочнее, повышает интерес к изучаемому предмету. Одновременно ученик формирует элементарные умения работы с ЭВМ: запуск и остановка программы, ввод данных, проведение несложных вычислений. С другой стороны, демонстрационно-обучающая программа может выступать как чисто иллюстративное средство, повышающее наглядность изучаемого материала. Демонстрационно-обучающие программы предназначены для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно поставить в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью ЭВМ, управляющей математическими операциями и изображающей на экране дисплея ход явления или эксперимента. Демонстрационно-обучающие программы, моделирующие какой-то объект, позволяют «увидеть» его как бы изнутри.
Выделим основные свойства демонстрационно-обучающих программ, которые могут способствовать успешному их применению в учебном процессе:
- информативность. Под этим свойством в данном случае понимается способность демонстрационной программы предлагать пользователю необходимую для изучения объекта информацию, глубина и характер которой определяются дидактической целью данной учебной деятельности. Информация, получаемая в процессе работы с программой, должна иметь удобный для восприятия вид;
- наглядность. Ясно, что наглядность и информативность - не одно и то же, хотя они и тесно связаны. Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы - это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст, другое;
- динамичность. Современные ЭВМ позволяют наблюдать на экране дисплея не просто неподвижные картинки, но изображение различных явлений в их движении, развитии, что особенно важно при изучении процессов, недоступных для непосредственного наблюдения;
- возможность варьирования пользователем параметров демонстрируемой модели и режимов работы демонстрационной программы;
- простота управления работой демонстрационной программы.
Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. Использование демонстрационно-обучающих программ позволяет повысить «мобильность» учителя. Широкое использование натурных образцов, как правило, приводит к созданию специализированных классов. Необходимость провести занятия в другом классе или на предприятии создает определенные трудности: учитель должен отказаться от наглядных пособий (что плохо с точки зрения усвоения учебного материала) или тратить время и ресурсы на перемещение необходимых демонстрационных установок к месту проведения занятий. Использование же компьютерных моделей, переносного компьютера (ноутбука) и проекционной техники позволяет учителю иметь при себе все учебные пособия с собой и развернуть учебный класс в любом удобном для занятий помещении.
Назад | Содержание | Вперед |