2.2.1. Рефлексивные свойства профессионального мышления учителя
Если ученым можно быть чужой ученостью, то мудрым можно быть лишь собственной мудростью.
Мишель Монтень
Рефлексия - необходимое свойство практического мышления учителя, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности. Без рефлексивной проработки профессиональные предметные знания, из которых складываются концептуальные представления, обездвижены, и как бы “рассыпаны” в сознании, что не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиции ежедневной профессиональной практики позволяет учителю стать компетентным в своем профессиональном деле. Основатель аналитической психологии К. Юнг в свое время подметил, что учитель обречен быть компетентным. Попробуем разобраться, какое психологическое содержание стоит за этим понятием.
Компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности. Исследования психологической природы компетентности позволили М.А. Холодной (2002) выделить следующие признаки типа организации знаний, которые отличают компетентного человека:
- разнообразие (множество разных знаний о разном);
- артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
- гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними, могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание);
- быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
- возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
- выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для её понимания);
- категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
- владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);
- наличие знания о собственном знании.
Последний из названных признаков компетентного типа организации знаний, относящийся к метакогнитивным процессам (те, которые обеспечивают управление собственной интеллектуальной деятельностью), сам по себе есть результат рефлексивного самоконтроля.
Значима роль рефлексии и в осмыслении учителем своего профессионального опыта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него (К.Д.Ушинский). Более того, именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает, по мнению Д.Познера, ключ к развитию профессионального мастерства:
«опыт + рефлексия = развитие» (Posner, 1985, р. 19).
Действительно, как показывают исследования, рефлексивная интеграция теоретических знаний учителя и его практического опыта порождают качественно новое образование профессионала, наполненное личностным смыслом - ведущие идеи, которые принимают на себя регулирующую его деятельность функцию (Кулюткин, Сухобская,1990).
Ведущие идеи учителя в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные ориентации, личностные установки учителя - это ядро любой ведущей идеи. Кроме того, ведущая идея имеет и предметный план: это основные принципы, которыми руководствуется учитель при подборе методов обучения, способов подачи учебного материала, установления стиля общения с учениками и коллегами.
Ведущие идеи учителя - это его своеобразное кредо, которое складывается со временем как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих профессиональных знаний и личностных убеждений. В зависимости от уровня своей зрелости ведущая идея может быть представлена не только в содержательном плане (т.е. учитель может четко сформулировать свои профессиональные убеждения, аргументировано отстоять свою позицию в профессиональной дискуссии), но и может быть развернута операционально. Это означает, что учитель не только считает, что в такой-то ситуации надо поступать таким-то образом, но и реально поступает так. Однако для того, чтобы стать реальным внутренним регулятором профессионального поведения педагога, чтобы быть способной задавать угол зрения на конкретную педагогическую ситуацию, эта идея должна быть сознательно принята и пережита в качестве личного убеждения.
Рефлексивное осмысление способствует “дозреванию” ведущих идей до уровня их внутреннего принятия. В результате повышается «чувствительность» учителя к проблемам профессиональной реальности, потенциал его практического мышления обогащается авторскими стратегиями (умение мыслить по-своему, самобытно), что позволяет ему, выявляя в конкретном явлении его общую педагогическую суть, принимать наиболее эффективные решения.
Овладение учителем культурой рефлексивного анализа своего профессионального опыта способствует его профессиональной и личностной зрелости. Иными словами, позволяет ему стать мудрее. Попытаемся разобраться, в чем проявляется это свойство. Обсуждая проблему мудрости с позиции проблемы интеллектуального роста взрослого человека, Ф. Диттмен-Коли и Р.Балтес (1985) вводят понятие «синтезированного интеллекта». Такой интеллект характеризуется интеграцией разнообразных типов опыта: это и компетентность в определенных сферах предметного знания, и тонкое понимание социально-практических аспектов жизни (в том числе особая чувствительность к социальнопсихологическому контексту происходящего), и повышенное внимание к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, и рефлексирующее отношение к самому себе ( цит. по Холодная, 2002, с. 183).
Какие приметы в практической деятельности учителя могут выдавать в нем качества мудрого человека? Очевидно, это способность быть наблюдательным и восприимчивым, видеть сущность явлений и уметь принимать разумные решения в сложных профессиональных обстоятельствах; быть открытым к любой информации и согласовывать разные точки зрения; понимать и принимать проблемы других людей; не быть категоричным в суждениях и оценках, быть критичным в оценке любого знания, в том числе и собственного. Кстати, в указанных здесь отличительных признаках мудрости, выделенных исследователями S.Holiday, M.Chandler (1986), подчеркивается характерная для мудрого человека вопросно-ответная форма знания, в котором высок удельный вес чувства сомнения, родственного природе рефлексии.
И еще один факт. В исследовании установлено, что мудрость «...скорее растет, чем уменьшается с возрастом» (там же, р.77). В основе этой эволюции интеллекта человека лежит интеграция его индивидуального ментального опыта, управление которой осуществляется метакогнитивными процессами сознания. По мнению психологов, рефлексия среди них выполняет ведущую роль.
Учитель и мудрость: в социальном смысле - ожидаемое родство понятий. В профессиональном практическом смысле - цель, которую учитель ставит перед собой и добивается всю свою жизнь.
Задание для рефлексивного самоконтроля
1. Попробуйте дать краткую психологическую характеристику педагогической компетентности. Подумайте, какую роль выполняет рефлексия в развитии профессиональной компетентности учителя?
2. Приведите вашу интерпретацию «формулы» профессионального развития учителя Д.Познера: «опыт + рефлексия = развитие». Как вы относитесь к мнению, что данный результат больше, чем просто сумма двух слагаемых?
3. Как вы думаете, что порождает ведущие идеи в профессиональном сознании учителя? Попробуйте дать ваше определение понятию профессиональное кредо учителя. Усматриваете ли вы связь между данным понятием и понятием ведущей идеи? В чем вы видите назначение (функцию) ведущей идеи в практическом мышлении учителя? Вспомните вашего любимого учителя. Подумайте, какие ведущие идеи направляли его решения и как они повлияли на развитие вашей личности.
4. Задумывались ли вы о психологическом феномене человеческой мудрости? Попытайтесь дать свое определение понятию «мудрость». Какую роль, на ваш, взгляд, в развитии мудрости человека играет его способность к рефлексивному мышлению? Встречался ли вам в жизни мудрый человек? Чем он отличался от всех других людей? Заметна ли была в нем склонность к рефлексии?
Назад | Содержание | Вперед |