Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия (Бизяева А.А.)
Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова, 2004. - 216 стр.
В учебном пособии раскрывается проблема профессиональной рефлексии учителя как способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту. Рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии, ее механизм, роль и место в сознании и деятельности учителя.
Особое внимание уделяется проблеме развития рефлексивных способностей учителя: приводится обзор разнообразных методов и приемов развития педагогической рефлексии, предлагаются материалы тренинга рефлексии, разработанного автором.
Пособие содержит задания для самоконтроля и рефлексивный практикум, упражнения которого нацелены на развитие рефлексивных свойств мышления.
Книга может быть полезна как учителям (тем, кто еще учится или уже имеет опыт практической работы), так и всем тем, кого интересует проблема развития способности к рефлексивному самоанализу.
Содержание
Предисловие
Глава 1. Понятие рефлексии в истории развития философской и психологической науки
1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии
1.2. Развитие представлений о рефлексии в психологии
1.3. Что такое рефлексия в современной психологии
1.4. Механизм рефлексии или как думать рефлексивно
1.5. Роль рефлексии в психическом развитии человека
1.6. Развитие рефлексии в онтогенезе
1.7. Как обучают рефлексии в школе
Глава 2. Психология педагогической рефлексии
2.1. Понятие педагогической рефлексии или кто такой рефлексивный учитель?
2.2. Роль и место рефлексии в деятельности учителя
2.2.1. Рефлексивные свойства профессионального мышления учителя
2.2.2. Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником
2.2.3. Рефлексивные процессы в самосознании учителя
2.2.4. Рефлексия в создании имиджа учителя
2.2.5. Рефлексия в профилактике профессиональной деформации личности учителя
2.3. Виды педагогической рефлексии
2.3.1. Классификация видов педагогической рефлексии на основе функциональных позиций учителя в учебном процессе
2.3.2. Классификация видов педагогической рефлексии по их временной ориентации
2.3.3. Классификация видов педагогической рефлексии на основе отношения «учитель - ученик»
2.4. Психологические концепции педагогической рефлексии
2.4.1. Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя
2.4.2. Профессиональная рефлексия как исследовательская деятельность учителя
2.4.3. Уровневая концепция педагогической рефлексии
Глава 3. Экспериментальное исследование рефлексивных процессов педагогического мышления
3.1. Постановка проблемы исследования
3.2. Методика исследования рефлексивных процессов педагогического мышления
3.3. Обработка эмпирических данных по экспериментальной методике «Перевод на суахили»
3.3.1. Контент-анализ эмпирических данных по экспериментальной методике «Перевод на суахили»
3.3.2. Описание категорий контент-анализа
3.3.3. Сравнительный анализ уровня проявления педагогической рефлексии учителей и студентов педагогического вуза
3.3.4. Анализ структуры педагогической рефлексии методами корреляционного и факторного анализа
3.3.5. Обсуждение полученных результатов и выводы
Глава 4. Развитие педагогической рефлексии
4.1. Проблема дефицита педагогической рефлексии
4.2. О личностной обусловленности мыслительных процессов
4.3. Экспериментальное исследование личностных качеств учителя, способствующих развитию его профессиональной рефлексии
4.4. Проблема развития способности к педагогической рефлексии
4.4.1. Об организации внешних условий развития педагогической рефлексии: краткий обзор подходов и методов в практике обучения рефлексивному мышлению
4.4.2. Из опыта проведения тренинга по развитию педагогической рефлексии
Вместо послесловия
Библиография