2.1. Понятие педагогической рефлексии или кто такой рефлексивный учитель?
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Л.Н. Толстой
Рефлексивные свойства сознания взрослого человека являются необходимым компонентом психограммы многих профессий, особенно относящихся к сфере межличностных отношений и совместной деятельности. Способность отображать внутренний мир другого человека, осознавать движения его души, понимать причины его поступков и при этом отдавать себе отчет, какое впечатление вы производите на этого человека, безусловно, нужна и актеру, и врачу, и следователю, и психологу. Умение бесстрастно анализировать основания своих действий, просчитывать их близкие и дальние последствия, умение контролировать и оценивать свое поведение в конфликтной ситуации необходимо и для менеджера, и для социального работника, и для профессионального политика. Уровень развития таких рефлексивных свойств личности становится определяющим фактором достижения человеком высокого профессионализма в своем деле.
Сказанное в полной мере относится к профессиональной деятельности учителя. Подмечено, что «педагог - это определенный тип сознания. Быть педагогом - значит уметь так изменять любую текущую ситуацию, чтобы твой партнер получал в ней какой-то импульс к развитию - становился умнее, добрее, смелее. Любая ситуация может быть педагогически преобразована - и ни одна ситуация не является заведомо педагогической. В том числе и урок» (Сидоркин, 1992, с.52).
«Значит уметь изменять ...» - в основе этого умения и лежит таинство педагогического мастерства, скрытое для внешнего наблюдения. Психологическим ключом к нему является рефлексивная способность учителя планировать свои действия, учитывая их эффект на другого человека. Попробуем разобраться подробнее.
Профессиональная рефлексия учителя - это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика (Кулюткин, Сухобская, 1990). В операциональном смысле рефлексивно думать для учителя значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек - его ученик (при этом, не подменяя его на себя). Затем представить, какими могут быть перспективы его развития, и какие из них можно принять за конкретную цель в данных обстоятельствах, и уже тогда решить, какой именно должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию.
Важно подчеркнуть, что в сознании учителя рефлексивно отображается не только ученик, но и действия, которые учитель предпринимает по отношению к нему. Панораму рефлексии учителя составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с учеником, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс. Образно говоря, рефлексивная дуга, возникающая в профессиональном сознании учителя, охватывает системное отношение его деятельности «учитель-ученик» и направляет ее, побуждая учителя соотносить каждый свой шаг как с реальными условиями (ученик на данном этапе его развития), так и с целями (ожидаемый прогноз развития).
Только при таком психологическом условии учитель может реально, а не на словах решать свою главную профессиональную задачу воспитания подрастающего человека. При этом решать её не с точки зрения того, что он, учитель, хочет и может вложить в ребенка, а с точки зрения пользы, которую он должен принести на данном этапе для его благоприятного развития. Ведь воспитание ребенка - это воздействие на процесс развития личности в интересах последней (Лийметс, 1982).
Другой аспект профессиональной рефлексии учителя обращен к нему самому как субъекту деятельности. Как известно, учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но, только став исследователем, “постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности” (Russel, Spafford, 1983, р.12), учитель обретает профессиональное мастерство.
Способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания, может служить критерием в определении уровня профессионализма учителя.
Ориентация на новые ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью для учителя. Социальная адаптабельность учителя может вступать во внутреннее противоречие с его потребностью в профессионально-личностной идентичности: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает учителя постоянно рефлексивно осмысливать и поддерживать свою профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия учителя выступает как его способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.
В своем операциональном смысле профессиональная рефлексия дает ключ к пониманию не только того, что делает хороший учитель, но и как именно он это делает. “Учитель должен изучить свою конкретную ситуацию, поведение, методы, приемы, действия, эффективность и достижения. “Рефлексировать - значит задавать себе главные вопросы: “Что я сейчас делаю и почему?" Рефлексия - это форма слегка нарушенной самооценки - нарушенной в том смысле, что суждению придается большее значение, чем конкретным фактам.”(Valverde, 1982).
Вообще рефлексивный учитель - это человек, склонный к сомнению, к допущению, не принимающий на веру прописные истины и не позволяющий себе хвататься за первую пришедшую в голову мысль. На самоценность такой умственной позиции указывал еще Данте: “Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание”.
Обсуждая свойство рефлексивной мысли сопротивляться прописным истинам, известный американский ученый, педагог и психолог, Джон Дьюи ставил в пример мышление Колумба. Он писал,что “люди мыслили землю плоской до тех пор, пока Колумб не стал мыслить ее шарообразной. Прежняя мысль была мнением, долго державшимся потому, что у людей не хватало энергии и храбрости спрашивать о том, что признавали и чему учили люди знающие, что подтверждалось очевидными известными фактами. Мысль Колумба была выводом из рассуждения. Она обозначала вывод из изучения фактов, из исследования и пересмотра очевидного, из работы над сплетением разных гипотез и из сравнения этих теоретических заключений друг с другом и с известными фактами. Вследствие того, что он сомневался и исследовал, он и дошел до своей мысли. Относясь скептически к тому, что благодаря долгой привычке, казалось наиболее достоверным, и доверяя тому, что казалось невозможным, он продолжал мыслить, пока не мог с очевидностью доказать как свою уверенность, так и своё сомнение” (Дьюи, 1997, с.15).
В каком-то смысле любой учитель, впервые пришедший в класс, - Колумб. И у него впереди много ситуаций, решение которых неизбежно лежит через сомнения и порой мучительные размышления. Поскольку профессиональное рефлексивное мышление учителя - это «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» (Дьюи, 1997, с.15).
Резюмируя различные подходы в определении понятия рефлексии в деятельности учителя, можно сказать, что рефлексия в педагогической деятельности - это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения. Таким образом, рефлексивный учитель - это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник. Это “вечный ученик своей профессии» (Дьюи, 1997) с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задание для рефлексивного самоконтроля
1. Подумайте, почему педагогическая профессия так нуждается в способности учителя мыслить рефлексивно? Какие другие профессии также требовательны к рефлексивным способностям человека?
2. В чем выражается специфика педагогической рефлексии в отличии, например, от рефлексии актера или следователя?
3. Что составляет содержание профессиональной рефлексии учителя? Почему рефлексию учителя можно считать панорамной?
4. Как вы понимаете метафору «рефлексивная дуга в сознании учителя»?
5. Какую роль, на ваш взгляд, играет рефлексия в развитии профессионального самосознания учителя?
6. Греческая пословица гласит: «Верующий счастлив, сомневающийся мудр». Как вы думаете, в каких сомнениях проявляется мудрость учителя?
7. Теперь ваша задача - дать ваше толкование понятию педагогической рефлексии.
8. Подумайте, кого из своих школьных учителей вы бы сейчас назвали рефлексивным учителем? На чем основано ваше мнение? Отличался ли этот учитель от всех остальных ваших учителей? Если да, то чем именно? Как проявлялась рефлексивная способность вашего учителя по отношению к вам?
Назад | Содержание | Вперед |