1.2. Развитие представлений о рефлексии в психологии
Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного - почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает.
Джон Дьюи (1997, с.60)
Изучение феномена рефлексии в психологии имеет значительно меньшую историю, чем в философии. Это и понятно, поскольку самостоятельный статус психология как наука приобрела лишь в конце 19 века. В те годы интерес к феномену рефлексии был невелик. Как уже упоминалось, впервые механизм рефлексии как способ самопознания был применен в психологии интроспекционизма.
Строго говоря, это и не была рефлексия в ее современном понимании. Интроспекция (что буквально означает смотреть внутрь) использовалась как процесс исследования собственного психического опыта и как отчет о таком внутреннем взгляде на психическое содержание собственного сознания.
Как известно, страдая очевидным субъективизмом, интроспективный подход к изучению психики оказался непродуктивным и недолговечным (Ребер, 2001). Более того, в конце 19 - начале 20 века рефлексивный метод в исследованиях в виде различных способов самонаблюдения и даже само понятие рефлексии, пришедшее из философии, активно вытеснялись под влиянием естественнонаучной методологии таких наук, как физика, биология, физиология, на научные стандарты которых в то время ориентировалась развивающаяся психология.
Однако с течением времени рефлексия завоевала свое прочное место в категориальном и методическом аппарате научной психологии. Как свидетельствует предпринятый нами анализ литературы по психологии рефлексии, первым, кто в 20 веке привлек к ней внимание, был известный американский ученый, философ и психолог, Джон Дьюи.
В своей, теперь считающейся классической, работе «Как мы думаем», опубликованной в 1910 году, он дал определение рефлексивному мышлению: «Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» (Дьюи, 1997, с.15).
Трудно удержаться, чтобы не процитировать некоторые рассуждения Д. Дьюи о рефлексивном мышлении, которые и теперь, почти столетие спустя, звучат современно и имеют практическую ценность для педагога и любого человека, стремящегося развивать свой интеллект:
• о факторах, которые способствуют возникновению рефлексии: «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии» (там же, с.20);
• о механизме рефлексивного мышления: «... начало мышления находится в каком-то затруднении, смущении или сомнении. Мышление не является случаем самовозгорания» (там же, с.21);
• о самой сущности рефлексивного мышления и его отличии от прочих видов мышления: «. рефлексия подразумевает, что мы уверены (или не уверены) в чем-либо, не только в зависимости от него самого, но и благодаря чему-то другому, что является свидетельством, очевидностью, доказательством, гарантией, т.е. причиной уверенности. Если возникшая мысль принимается сразу, то перед нами - некритическое мышление, minimum рефлексии. Обдумывать вещь, размышлять, значит искать добавочные данные, новые факты, которые разовьют мысль, и, как было сказано, или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость.» (там же, с.22);
• об эмоциональной стороне рефлексивного мышления, которое «всегда более или менее беспокойно, так как заключает в себе нарушение инерции, склонной принимать мысль по ее внешнему достоинству; оно заключает согласие перенести состояние умственного беспокойства и тревоги. Короче, рефлексивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования; а приостановка может быть несколько мучительной» (там же, с.22);
• об условиях развития рефлексивного мышления, главное из которых состоит «в приобретении способности задерживать заключение и в обладании различными методами подыскивать новый материал, чтобы подтвердить или отвергнуть первые пришедшие в голову мысли. Поддерживать состояние сомнения и вести систематическое и неспешное исследование.» (там же, с.22).
В дальнейшем наиболее активно рефлексивные процессы исследовались в метакогнитивизме, направлении научной психологии, изучающем особые психические механизмы, которые управляют ходом текущей интеллектуальной деятельности (Flavell,1979).
Такие процессы принято называть метакогнитивными, они обеспечивают организацию и регуляцию интеллектуальной деятельности, формируясь на основе синтеза и координации аналитических (когнитивных) процессов и проявляют себя в виде способности к целеобразованию, планированию, прогнозированию, принятию решений и др.
Как считают психологи, интеллектуальное развитие предполагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции. Среди данных процессов важное место занимает интеллектуальная рефлексия как способность думать об основаниях собственного мышления, которая активно изучается как западной, так и отечественной психологией (Давыдов, 1989; Семенов, 1990; Холодная, 2002; Schon, 1983).
Рефлексия является также предметом исследования в когнитивной и гуманистической психологии, где она рассматривается как один из действенных факторов интеллектуального и личностного развития человека (Bruner, 1990; Rogers, Frieberg, 1994).
Ж.Пиаже, изучая этапы становления мышления, также исследовал особенности развития его рефлексивных свойств, в частности, способность ребенка к рефлексивной абстракции. Он полагал, что онтогенез рефлексивного мышления у ребенка в целом соотносится с периодизацией его интеллектуального развития (Piaget, 1957).
В отечественной психологии периоду экспериментальных исследований рефлексии предшествовал этап теоретического осмысления ее психологической природы. Теоретические вопросы рефлексии обсуждались в работах Б.Г Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Здесь рефлексия рассматривается в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека и, прежде всего, ее высшей формы - сознания.
В исследованиях была выявлена интегративная функция рефлексии по отношению к разным психологическим предметам и к областям практики. Так изучение особенностей формирования рефлексивных механизмов саморегуляции мышления позволило исследовать мышление как включенное во все виды деятельности (игру, учение, профессиональную деятельность) и общение (Матюшкин, 1984).
В экспериментальных исследованиях рефлексия выступает и как неотъемлемый компонент какого-либо психологического феномена, например, творчества, и как самостоятельный предмет специального психологического изучения. Анализ научных работ, посвященных экспериментальному изучению рефлексии, показал, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном (Ладенко, Семенов, Степанов, 1989).
В своем кооперативном аспекте рефлексия трактуется как выход субъекта из процесса совместной деятельности во внешнюю по отношению к ней позицию с целью анализа ее процессуальных и результативных особенностей. Психологические знания о кооперативном аспекте рефлексии позволяют более эффективно проектировать коллективную деятельность с учетом координации и кооперации совместных профессиональных действий субъектов.
Коммуникативный аспект рефлексии понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Рефлексия здесь выступает и как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. В данном направлении исследований рефлексия рассматривается как важный фактор эффективного общения и оптимизации межличностных отношений.
Исследование личностного аспекта рефлексии расширяет представление о самосознании личности, о возможностях регулятивных механизмов личностного роста. Личностная рефлексия рассматривается как процесс переосмысления себя, дифференциации в каждом развитом и уникальном Я его различных подструктур: Я - физическое тело, Я - социальное существо, Я - субъект творчества и др., а также интеграции Я в неповторимую целостность (Семенов, Степанов, 1983).
Интеллектуальный аспект рефлексии наиболее активно исследуется в сфере рефлексивной проблематики психологии. Здесь рефлексия понимается как способность интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности: выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия по решению задачи. Исследование рефлексии в данном направлении расширяет представление о психологических механизмах развития интеллекта и позволяет реализовывать их в возрастной и педагогической психологии (Давыдов, 1986; Кулюткин, 1979).
Помимо вышеуказанного аспектного подхода в изучении рефлексии реализуется и системный подход, при котором исследуется взаимодействие отдельных типов рефлексии в условиях одной ситуации. Так в исследовании динамики и продуктивности творческого процесса была выявлена так называемая интегральная рефлексия экзистенционального типа. По мнению исследователей, такая рефлексия возникает в кульминационные моменты творчества, носящие кризисный для личности характер, и влечет за собой радикальные изменения «Я» субъекта как целого. После преодоления такой ситуации рефлексия вновь дифференцируется на предшествующие ей типы рефлексивных процессов, но протекающие уже на основе функционально новой структуры личности (Семенов, Степанов, 1983).
Для современного этапа психологии характерен прикладной характер исследований рефлексивных способностей человека. Особенно продуктивно изучаются особенности рефлексии в процессе обучения детей и взрослых, в профессиональной деятельности, в творчестве.
Задание для рефлексивного самоконтроля
1. Вернитесь еще раз к определению рефлексии, которое сформулировал Д. Дьюи. Ответьте себе, случалось ли вам на протяжении двух - трех последних дней думать о чем-либо «активно, настойчиво и внимательно», анализируя как основания проблемы, так и возможные ее последствия? Характерен ли для вас вообще такой тип мышления? Или вы предпочитаете быстрое принятие решения при возникающей проблеме?
Известны ли вам люди, склонные к вдумчивому, неспешному размышлению? Какими личностными качествами они отличаются? Как вы думаете, сказывается ли на характере мышления время, в котором живет человек? Может быть, рефлексия «по Дьюи» несовременна в наш стремительный век? Пожалуйста, постарайтесь поразмышлять на предложенные вам вопросы и сформулировать хорошо продуманные ответы.
2. Попробуйте найти аргументы для обоснования утверждения, что рефлексия относится к метакогнитивным процессам психики.
3. В каких основных аспектах исследуется феномен рефлексии в современной психологии? Какой из них, на ваш взгляд, имеет особое значение для практической работы учителя? Постарайтесь обосновать ваше мнение.
Назад | Содержание | Вперед |