Глава 3. Экспериментальное исследование рефлексивных процессов педагогического мышления
До сих пор мы обсуждали психологические особенности рефлексии на основе информации, полученной в результате многочисленных исследований, которые проводились в разное время, в разных странах, на основе самых разных научных подходов. Собранная из многих источников информация составила достаточно подробную картину психологического феномена рефлексии.
Но все же остаются вопросы, на которые пока нет готового ответа. Они и составляют сейчас проблемное поле научных исследований. К таким вопросам можно было бы отнести, например, следующие: Можно ли ожидать, что к определенному возрасту, все взрослые люди достигают примерно одного и то же уровня рефлексивной способности? Какие факторы влияют на развитие рефлексии? Поддается ли измерению способность к рефлексии? Имеется ли связь между рефлексивными и какими-то другими способностями человека? Имеются ли существенные различия между профессиональными видами рефлексии? и др.
Нам представляется, что читателю может быть интересным познакомиться с результатами одного из экспериментальных исследований рефлексии. После некоторых сомнений мы решили представить это исследование, проведенное нами несколько лет назад, сохранив принятую в научных публикациях структуру и немного суховатый, научный стиль изложения (Бизяева, 1993).
Основным доводом в пользу принятого решения явилось стремление показать читателю «внутреннюю кухню» исследований феномена рефлексии. Как бы то ни было, очевидной сложностью такого исследования является возможность сделать ее объективной реальностью, доступной для изучения (измерения, сравнения, анализа). Такую возможность можно получить лишь в экспериментальных условиях, где неуловимая рефлексивная мысль человека будет зафиксирована, запротоколирована и измерена. В какой мере это удалось, судить вам, наш читатель.
Перед тем, как приступить к изложению процедуры и результатов исследования, хотелось бы выразить искреннюю благодарность тем учителям и студентам, которые с большим интересом и пониманием участвовали в нашем эксперименте, и без энтузиазма которых этого бы исследования бы просто не состоялось.
Назад | Содержание | Вперед |