2.3.2. Индивидуально-психологические качества

  Темперамент. По мнению И.П. Павлова темпераменты являются “основными чертами” индивидуальных особенностей поведения человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
  Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать наиболее верные формы и методы общения, эффективнее организовать коллектив.
  Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами.
  Флегматик в поведении ровен. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действиям необходим какой - то толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение, самообладание. Речь флегматика спокойная, без резко выраженных эмоций.
  Холерик. Люди холерического темперамента отличаются большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Они могутработать “запоем”, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает депрессия, упадок сил. Настроение холерика неустойчиво. Даже незначительный повод может его изменить. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.
  Меланхолик. Люди меланхолического темперамента повышенно впечатлительны, эмоциональны, отзывчивы и легко ранимы. Они медленно приспосабливаются к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникают паническое состояние, уныние, тоска. У него сильно развит рефлекс “природной осторожности”, а поэтому он часто стеснителен, боязлив, нерешителен.
  Эмоции и чувства. Эмоции - это психический способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. В жизни данный процесс протекает по-разному: у одних замыслы воплощаются в желаемые результаты, у других - задуманное достигается лишь в какой - то мере, у третьих - ничего не получается. Все это люди воспринимают, прежде всего, эмоционально, т.е. как переживание. Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с многообразием человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т.д. В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
  В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами. Такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд, обостряют самосознание человека, регулируют его поведение, способствуют проявлению уважительного отношения к людям.
  Интеллектуальные чувства связаны с удовлетворением творческо- познавательных потребностей и интересов личности. Радость новатора, нашедшего техническое решение, или разочарование ученого в итогах эксперимента - все это проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей, вдохновляют на преодоление трудностей.
  Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Эстетические чувства тесно связаны с моральными и интеллектуальными. Все они “подстраховывают” личность от стандартизации ее психики, от одномерности восприятия ею действительности.
  Способности. Это одна из ярких граней личности, сплав ее исходных природных данных, являющихся условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Умелое использование всего “ансамбля”способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую деятельность.
  Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности. Их природной предпосылкой выступают задатки, т.е. биологическая предрасположенность к формированию и развитию способностей.
  Различают общие и специальные способности. К первой группе относятся психические свойства человека, которые выступают в виде внимания, наблюдательности, запоминания, творческого воображения, рассудительности и др. Ко второй группе - свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и др.), математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способности и т.п. Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они элементы одной системы - психики личности. Специальные способности легче и быстрее развиваются при развитости общих способностей.
  Характер. В переводе с греческого - “чеканка”, “отпечаток”. Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются у личности в присущих ей способах поведения в подобных условиях. Характер формируется в процессе активной общественно­полезной деятельности. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. В отношении к общественным обязанностям и долгу выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость и противоположные им - небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.п. Отношение к самому себе - самооценка своих действий. Это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
  Воля. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его действовать направленно. Воля выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и смело реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
  Мыслительная деятельность. Деятельность людей невозможна без постоянного осмысления ее задач, поиска эффективных способов их решения. Все это вызывает к жизни сложные психические познавательные процессы, среди которых важное место принадлежит мышлению, памяти и воображению. Эти процессы составляют основу мыслительной деятельностилюдей. Важнейшие формы мышления - анализ, синтез и обобщение. При анализе осуществляются выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей и их самостоятельное изучение. При синтезе осознается целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. В ходе обобщения сравниваемых объектов, в результате их анализа и синтеза выделяются сходные существенные и отличительные признаки.
  Существует простейшая классификация видов мышления: наглядно­действенное, наглядно-образное и отвлеченное (теоретическое). В развитии личности мышление протекает в форме наглядных образов, элементарных сопоставлений. На основе наглядно-чувственного опыта и полученных знаний формируется отвлеченное мышление, продуктами которого являются понятия, рассуждения и теоретические позиции.
  Существуют четыре вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная и комбинированная. Профессиональная деятельность человека, с одной стороны, обусловливается до известной степени тем, какой вид памяти преобладает, а с другой - способствует совершенствованию определенного вида памяти. У большинства людей комбинированный склад памяти.
  Ярким проявлением мыслительной деятельности людей является творческое воображение. Воображение - необходимое условие любой деятельности. Оно позволяет предвидеть будущее, программировать перспективу личностного и общественного развития. Целенаправленное воображение порождает творчество.

Контрольные вопросы и задания

  1. Классифицируйте основные типы темпераментов и дайте их характеристику.
  2. Объясните, что такое «эмоции».
  3. Что такое «способности»? Что является природной предпосылкой способностей? Какие психические свойства индивида относят к общим и специальным способностям? Как они взаимосвязаны друг с другом?
  4. Что такое «характер»? Как проявляются общие черты характера?
  5. Дайте характеристику «воли».
  6. Какие процессы составляют основу мыслительной деятельности? Что является высшими формами мышления? Дайте классификацию видов мышления.

Назад Содержание Вперед