3.1. Содержание профессиональной пригодности
Первые попытки оценки способностей человека к труду описаны еще в Древнем Египте, Китае и Греции, однако научно обоснованные методы измерения индивидуальных различий и предрасположенности к успешному обучению и труду возникли в конце XIX в.
В России начало систематического изучении психофизиологических возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности, было обусловлено развитием воздухоплавания. М.А. Рыкачев (1882) первым описал качества, требующиеся от человека при управлении воздушным шаром: быстрота соображения, распорядительность, сохранение присутствия духа, осмотрительность, ловкость. И.И. Рихтер в монографии «Железнодорожная психология» (1895) на основании материалов исследований индивидуальных различий восприятия сигналов, распознавания световых команд, оценки скорости движения обосновал постановку вопроса об оценке профессиональной пригодности машинистов паровозов.
Наибольшее развитие проблема профессиональной пригодности получила в военной авиации. В период Первой мировой войны было установлено, что 90% аварий вызваны непригодностью пилотов к летному труду. В связи с этим в 1917 г. в Петрограде создается специальная комиссия по изучению труда пилотов и планового психологического отбора кадров.
Е.А. Климов (1998) предлагает рассматривать понятие «профессиональная пригодность» как системную характеристику степени соответствия человека требованиям профессии. Оптимизировать данное соответствие можно через рационализацию профессиональной деятельности и ее компонентов, а также через влияние на субъекта труда (подбор работников, совершенствование профессиональной подготовки, рационализация трудовой мотивации). Е.А. Климов выделяет следующие субъектные компоненты профессиональной пригодности:
• гражданские качества личности, моральный облик работника, система ценностей, убеждений (Г);
• отношение к данному виду труда и организации: мотивы, интересы, склонности, эмоциональные предпочтения (О);
• дееспособность человека, физическое и психическое здоровье (Д);
• единичные и общие способности, таланты, одаренность (Е);
• навыки, умения, знания, профессиональная квалификация и общий уровень культуры, грамотности, показатели обучаемости специальным знаниям и умениям (Н).
Буквы, обозначающие выделенные пять компонентов, образуют слово «ГОДЕН». Значимость каждого компонента в успешности деятельности в разных профессиях может варьировать.
На основе учета психологических и медицинских предпосылок успешности деятельности Е.А. Климов выделяет следующие виды профессиональной пригодности:
1. Годность к деятельности (отсутствие противопоказаний).
2. Непригодность (временная, постоянная). Наличие отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с требованиями профессии.
3. Соответствие определенной области деятельности. Нет противопоказаний по здоровью, имеются личностные качества, указывающие на успешность деятельности по данной профессии.
4. Призвание человека к конкретному виду деятельности. Высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности36.
Понятие профессиональной пригодности используется для характеристики человека с точки зрения его соответствия требованиям трудовой деятельности. Включение человека в деятельность порождает формирование и проявление его системного свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей выполнять трудовые функции на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение определенного времени.
В широком смысле профессиональную пригодность можно рассматривать как свойство метасистемы «человек - профессия». Она определяется, с одной стороны, условиями труда, с другой - совокупностью индивидуальных особенностей человека, обусловливающих успешность выполнения деятельности.
В.А. Бодров отмечает, что проблема профессиональной пригодности по своей сущности является проблемой взаимной адаптации человека и деятельности (ее средств, содержания, условий, организации), т.е. обеспечения пригодности деятельности для человека («антропоцентрический» подход), а также оценки и формирования пригодности человека для конкретной деятельности или группы деятельностей («профессиоцентриче- ский» подход). Первый подход предусматривает эргономические решения оптимизации деятельности, а второй - психологическое, физиологическое и медицинское обеспечение процесса формирования профессионала.
Профессиональная пригодность рассматривается в двух аспектах:
• как совокупность исходных индивидуальных качеств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (или классу деятельностей);
• как система наличных, сформированных и взаимосвязанных качеств субъекта деятельности (профессиональных, психологических и др.), обеспечивающих эффективное выполнение конкретных профессиональных задач.
Процесс формирования профессиональной пригодности, ее развития на всем пути профессионализации субъекта деятельности проходит ряд этапов:
1. Трудовое обучение и воспитание (подготовка к труду и выбору профессии) - воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности в нем и понимания его необходимости, развитие общетрудовых навыков.
2. Профессиональная ориентация - помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов.
3. Профессиональный отбор - определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии (на этом этапе возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т.д.).
4. Профессиональная подготовка - обоснование рекомендаций к программам, методикам и средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности.
5. Профессиональная адаптация - разработка средств, методов и критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности, обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса.
6. Профессиональная деятельность - обеспечение рациональной организации труда (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом.
7. Профессиональная аттестация - периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснования рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также по направлению на учебу, переподготовку.
8. Профессиональная реабилитация - восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач.
На каждом из этапов определяются показатели успешности формирования профессиональной пригодности. На первом этапе эта оценка проводится на основе качественных показателей, носящих стимулирующий, направляющий и осведомительный характер. На этапах профориентации и профотбора диагностируется состояние компонентов психологической структуры личности или только профессионально важных качеств для конкретной деятельности. На четвертом этапе используются результирующие показатели оценки выполнения заданий и психофизиологические показатели «цены» деятельности (степени напряженности выполнения заданий). Уровень профессиональной адаптации определяется по показателям выполнения профессиональных нормативов и качественным оценкам психологической и социально-психологической адаптации. На шестом этапе показателями профессиональной пригодности служат данные об эффективности, надежности, безопасности труда и сведения о заболеваемости. В процессе профессиональной аттестации оцениваются текущие трудовые достижения и предпосылки для успешного выполнения новых профессиональных функций. И наконец, на этапе профессиональной реабилитации оценке подлежит скорость, полнота и устойчивость восстановления профессиональной работоспособности.
Обобщая научный опыт изучения проблемы оценки профессиональной пригодности, можно выделить следующие принципы ее определения:
1. Принцип системного изучения компонентов системы «человек - профессия». Постулирует необходимость изучения профессиональной пригодности человека как системного свойства, которое формируется в результате включения человека в деятельность. Профессиональная пригодность как системное свойство обеспечивает формирование и реализацию в трудовом процессе таких системных качеств взаимодействия человека с предметом труда, как стабильность и устойчивость профессиональных и функциональных процессов и показателей.
2. Принцип деятельностного понимания профессиональной пригодности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса с целью определения особенностей формирования профессиональной пригодности.
3. Принцип личностной обусловленности профессиональной пригодности. Постулирует необходимость изучения внутренних факторов деятельности (психические и психофизиологические ресурсы, функциональные резервы) и их роли в регуляции процессов формирования и реализации профессиональной пригодности.
4. Принцип комплексного учета факторов профессиональной пригодности:
• профессионального (уровень профессиональной подготовленности, т.е. объем, глубина, устойчивость необходимых знаний, навыков, умений, опыт работы в конкретной трудовой сфере);
• медицинского (соответствие особенностей трудовой деятельности состоянию здоровья);
• физиологического (адаптационные возможности организма и психики, функциональные резервы органов и систем при напряженной психической деятельности).
5. Принцип научной обоснованности. Разработка и использование рекомендаций по определению профессиональной пригодности должны быть обоснованы с точки зрения соответствия научно-теоретических положений и методического инструментария. Методические рекомендации по определению пригодности, разработанные для конкретной профессии, не могут быть использованы для других, даже близких по внешним признакам, профессий без специальной научной проверки и адаптации.
6. Принцип динамичности. Прогнозирование профессиональной пригодности человека на основе результатов диагностики должно строиться с учетом особенностей развития личности в процессе обучения и трудовой деятельности.
7. Принцип активности в формировании профессиональной пригодности. Для поддержания профессиональной пригодности на требуемом уровне целесообразно использовать совокупность мероприятий по психологическому обеспечению трудовой деятельности, которые позволяют развивать профессионально важные качества и функции человека, повышать его резервные возможности, компенсировать ограничения.
8. Принцип дифференцированного прогнозирования профессиональной пригодности. Выделяются следующие группы работников:
• безусловно пригодные (в полной мере соответствуют требованиям деятельности);
• условно пригодные (нуждаются в индивидуальном режиме тренировок, увеличении сроков подготовки);
• непригодные (успешность обучения и работы будет не соответствовать предъявляемым требованиям).
9. Принцип практичности. Обоснование, разработка и проведение мероприятий по определению уровня профессиональной пригодности должны отвечать требованиям экономической, организационной, технической целесообразности.
Назад | Содержание | Вперед |