3.4. Организационные социально-педагогические технологии

  В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
  1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
  Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
  Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
  В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
  - из семей, находящихся в социально опасном положении;
  - безнадзорных или беспризорных;
  - детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  - содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  - употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
  - совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
  - совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  - освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  - не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  - обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  - получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  - состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  - состоящих на внутришкольном учете;
  - состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
  При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
  - каковы основания постановки на учет;
  - какие структуры работают с подростком;
  - какая работа проводится для разрешения проблемы;
  - что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;
  - нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.
  На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
  2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
  Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого­педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
  Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
  Социальный педагог:
  - изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
  - исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
  Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет.
  При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
  3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.
  По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
  Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.
  Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
  Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.
  Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.
  Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
  - целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
  - прогнозируемости;
  - измеряемости ожидаемых результатов.
  Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
  4. Обеспечение условий реализации программ.
  Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях:
  - социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;
  - организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально­педагогические программы;
  - организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;
  - отслеживает результаты;
  информирует:
  - комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;
  - директора школы о ходе выполнения программ;
  - педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ;
  - начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.
  5. Консультирование.
  Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
  6. Межведомственные связи социального педагога.
  Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.
  Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.
  Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.
  Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную, основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Назад Содержание Вперед