3.5. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска

  Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
  во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
  во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
  в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
  Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
  Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:
  - профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
  - оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.
  Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.
  1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
  Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный - закрытый для постороннего доступа - банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.
  2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
  Ее цель - конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.
  Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:
  - типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
  - опыта употребления веществ;
  - источников приобщения к веществам;
  - мест распространения веществ;
  - очагов возможного возникновения зависимостей;
  - отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим ПАВ, в) к распространению, г) к возможной помощи.
  3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.
  Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.
  Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.
  4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.
  Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
  - в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
  - в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;
  - в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
  В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
  Основными принципами организации контакта должны выступать:
  - эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
  - заинтересованность;
  - содействие;
  - доверие.
  5. Консультирование.
  Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
  - инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;
  - способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные трудности в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, других веществ.
  6. Разработка программ профилактической работы.
  Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
  Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).
  Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
  • обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
  • помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
  • содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
  • способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
  Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой - объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним возрастных особенностей были бы обеспечены на управленческом и технологическом уровнях.
  Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
  - наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;
  - обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
  - включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
  - обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
  Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
  - стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
  - умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
  - способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
  - готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
  В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:
  - Не навреди.
  - Не оценивай.
  - Принимай человека таким, каков он есть.
  - Соблюдай конфиденциальность.
  - Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
  - Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
  - Минимум специальных терминов.
  - Соблюдай принцип добровольности.
  Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями - задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Список рекомендованной литературы

  1. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с.
  2. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред.: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М: Академия, 2007. - 191с.
  3. Гольцова Н.В. Педагогическая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 224с.
  4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2005. - 368с.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2005. - 388с.

Назад Содержание Вперед