3.4. Особенности проектирования образовательных программ

  В системе зачетных единиц содержание образования в каждом конкретном университете определяется внутривузовскими стандартами образовательных программ. В условиях России образовательные программы вузов разрабатываются на основании государственных образовательных стандартов. Оговорим, что используемый в данном разделе термин «государственный образовательный стандарт нового поколения» является пока условным, указывающим на правила и требования, которые лишь еще предстоит разработать и следование которым будет способствовать сохранению единства российского образовательного пространства и его гармонизации с мировыми тенденциями развития образовательных систем.
  В системе зачетных единиц используются две формы представления учебного плана: основной учебный план (прил. 2) и учебный план-график студента (прил. 3). В отличие от традиционного для российских вузов учебного плана форма основного учебного плана системы зачетных единиц не предусматривает распределения учебных дисциплин по семестрам.
  Учебный план-график студента является производным от основного учебного плана и представляет собой рекомендуемое студентам типовое распределение дисциплин учебного плана по семестрам и годам обучения. Учебный план-график студента имеет рекомендательный характер и не ограничивает права студента самостоятельно выбирать дисциплины из основного учебного плана для изучения в очередном семестре.
  Основной учебный план
  Основной учебный план - документ, определяющий перечень дисциплин образовательной программы и основные ограничения на последовательность их изучения.
  Основной учебный план по направлению подготовки или специальности в системе зачетных единиц имеет модульную структуру и разрабатывается как сквозной (общий) для бакалаврского и магистерского уровней обучения. Отметим, что в американских университетах и университетах многих других стран, воспринявших американскую модель высшего образования, учебный план по специальности, предусматривающей подготовку бакалавров, магистров и докторов, как правило, разрабатывается как сквозной для всех этих уровней [3]. Этим обеспечиваются не только наиболее естественные условия сопряжения и преемственности образовательных программ различного уровня, но и четкая дифференциация их целей и итоговых результатов обучения в терминах используемого в зарубежных системах образования компетентностного подхода [4, 11].

Назад Содержание Вперед