Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования (Сазонов Б.А.)

  М.:.ФИРО - 2006. - 184 с.

  Учебное пособие адресовано слушателям системы повышения квалификации руководителей и преподавателей образовательных учреждений профессионального образования и посвящено актуальным вопросам модернизации профессионального образования с учетом предстоящего вхождения России в общеевропейское образовательное пространство в рамках Болонского и Копенгагенского процессов. В теоретической части учебного пособия обосновывается актуальность и намечаются пути совершенствования образовательного процесса на базе перехода к системе зачетных единиц. Эта система основывается на зачетной единице как мере трудоемкости учебной работы и системном определении всех основных аспектов организации обучения, включая проектирование образовательных программ, использование компетентностного подхода для описания целей и результатов обучения, организацию и планирование учебной работы, оценку результатов учебного процесса, финансовоэкономические аспекты реализации образовательной деятельности. Намечаются подходы к формированию новых финансово-экономических отношений в образовании. Рассматриваются особенности Европейской системы квалификаций и перспективы модернизации систем классификации и стандартизации в российском образовании.
  Практическая часть учебного пособия направлена на выработку у слушателей навыков формирования учебных планов и программ с использованием зачетных единиц, подготовки других документов, регламентирующих инновации в учебном процессе.


Содержание

Предисловие
1. Болонский процесс и задачи вхождения России в Европейское пространство высшего образования
2. Актуальность комплексной модернизации российского высшего образования
3. Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к системе зачетных единиц
3.1. Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса
3.2. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса
3.3. Зачетные единицы в государственных образовательных стандартах нового поколения
3.3.1. Зачетная единица и её часовые эквиваленты
3.3.2. От часов к зачетным единицам
3.3.3. От зачетных единиц к выраженной в часах учебной нагрузке студентов
3.4. Особенности проектирования образовательных программ
3.4.1. Модульность, вариативность, междисциплинарность
3.4.2. Индикаторы типов и уровней модулей
3.4.3. Компетентностный подход
3.4.4. Стандарты содержания учебных дисциплин
3.5. Особенности календарного планирования учебного процесса
3.6. Преподаватели-консультанты
3.7. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса
3.8. Активизация учебной и научной работы профессорско-преподавательского состава
Практикум к разделу 3
4. Система зачетных единиц и формирование новых финансово-экономических отношений в образовании
4.1. Экономические аспекты системы зачетных единиц
4.2. Обеспечение доступности образования в условиях его предоставления преимущественно на платной основе
4.3. Регулирование доступа к уровням профессионального образования
5. Интернационализация образования и перспективы развития классификации и стандартизации в профессиональном образовании
5.1. Общие тенденции развития образовательных систем
5.2. Европейская система квалификаций
5.3. Возможности совершенствования сложившейся системы классификации профессиональных образовательных программ
5.4. Оптимизация перечня укрупненных групп, направлений подготовки и специальностей ВПО
5.5. Перспективные задачи модернизации российской системы классификации и стандартизации в образовании
Заключение
Литература
Приложения