3.1. Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса

  Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита ) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса (рис. 1).

Рис. 1. Особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц

  С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой [3]:
  • индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
  • стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
  • формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
  • предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе права свободного выбора методики обучения;
  • экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
  • формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
  Позиционируя систему зачетных единиц относительно целей и приоритетов развития болонских реформ нетрудно увидеть, что переход к реализуемой в её рамках субъект-субъектной образовательной технологии и является по сути переходом к студентоцентрированному обучению, когда на первый план в организации учебного процесса выходят интересы не университета, не преподавателей, а интересы студента.
  Подчеркнем, что ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
  В качестве основных принципов педагогического менеджмента Д. Бадарч выделяет следующие [3]:
  • четко поставленные идеалы и цели образования;
  • педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
  • компетентная консультация;
  • нормирование учебной работы;
  • оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
  • справедливое отношение к студентам;
  • вознаграждение (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) за качественное и своевременное выполнение заданий;
  • взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
  • наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обслуживания студентов преподавателями, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентами оценок.
  Одним из важных условий перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию студентов и преподавателей в образовательном процессе является широкое внедрение в учебный процесс элементов развивающего обучения, привлечение студентов к участию в реальных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах, так как изменений в организации учебного процесса и применения рейтинговой системы стимулирования и оценки учебной работы недостаточно для достижения главной цели образовательного процесса университетов - всестороннего развития личности, для которой творчество является стилем деятельности [3].
  Для достижения действительно нового качества образовательного процесса в результате перехода к субъект-субъектной парадигме обучения необходимо придать новой педагогической системе целостность, что возможно лишь в том случае, если переход к ней будет системным и предусматривать комплексную реформу всех элементов традиционной образовательной системы. Это, однако, не исключает возможности поэтапного внедрения отдельных элементов системы зачетных единиц для развития и улучшения традиционной образовательной системы. В частности, многие российские университеты уже разработали и внедрили собственные рейтинговые системы оценки учебной работы студентов, приложения к дипломам выпускников российских университетов международного образца и другие инновации в организации учебного процесса и оценке его результатов.

Назад Содержание Вперед