5.3. Возможности совершенствования сложившейся системы классификации профессиональных образовательных программ

  Одной из важнейших задач совершенствования сложившейся системы классификации образовательных программ является задача преобразования трех разобщенных общероссийских классификаторов в области образования в Единую систему классификации образовательных программ (ЕСКОП).
  В наименее радикальном варианте модернизации Единая система классификации профессиональных образовательных программ Российской Федерации, как и ранее, может включать три общероссийских классификатора: ОКСО - для уровней среднего и высшего профессионального образования (базовый классификатор), ОКНПО - для начального профессионального образования и ОКСВНК - для специальностей высшей научной классификации. Единство системы классификации предлагается обеспечить путем соотнесения всех объектов классификации ОКНПО и ОКСВНК к общей для всех трех классификаторов системе горизонтальной классификации образовательных программ по укрупненным группам и направлениям подготовки, в качестве которых предлагается использовать соответствующие группировки базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию.
  Разработка и введение в образовательную статистику единой для всех уровней образования системы горизонтальной классификации профессиональных образовательных программ упростит решение задач планирования и учета подготовки специалистов, обеспечения соответствия её структуры потребностям развития экономики и рынка труда, создаст необходимые условия для совершенствования на системной основе структуры профессиональных образовательных программ Российской Федерации и приведения её в соответствие с общепринятыми принципами международных систем статистического учета и классификации в образовании.
  Концепция ЕСКОП не предусматривает полномасштабной гармонизации ЕСКОП с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). При принятии этого решения, учитывается и тот факт, что другие страны также не спешат в полной мере гармонизировать свои национальные классификаторы с МСКО, бережно относясь к сохранению национальных традиций и особенностей своих систем образования.
  Принимается во внимание также и то, что еще недавно казавшиеся незыблемыми перспективы использования МСКО в качестве глобальной системы международных сопоставлений и классификации образовательных программ становятся все более неопределенными в связи с предстоящим принятием Европейской системы классификаций. Основой ЕСК является компетентностный подход. Именно различия в конечных целях, содержании и результатах обучения, выраженные в терминологии компетентностного подхода, по мнению авторитетных европейских экспертов должны в будущем являться основным классифицирующим признаком для отнесения образовательных программ к различным уровням образования. Это не вполне увязывается с методологией МСКО, в соответствии с которой классификация уровней образования основана на выявлении различий по признакам учебных целей образовательных программ и сроков обучения.
  В отличие от вертикальной, подсистема горизонтальной классификации образовательных программ по МСКО-97, может быть охарактеризована как вполне сформировавшаяся. Её сложившиеся классификационные группировки - образовательные области, расширенные группы и поля - и в будущем будут основой для международных сопоставлений профессиональной направленности образовательных программ и формирования данных для представления в органы международной образовательной статистики.
  Как уже отмечалось, для установления соответствия между национальными классификаторами и МСКО в международном сообществе наиболее распространена практика использования переходных ключей. Этот подход был использован и при создании базового для ЕСКОП Общероссийского классификатора специальностей по образованию, введенного в действие с 01 января 2004 г., для каждого объекта классификации которого в специальном переходном ключе сформированы соответствующие коды уровня образовательной программы и образовательного поля по МСКО-97. Наличие переходного ключа, устанавливающего соответствие между объектами базового классификатора ЕСКОП и МСКО-97, обеспечит сопоставимость национальных и международных данных образовательной статистики по всем уровням образования и существенно упростит процедуры подготовки статистических данных по системе российского образования в международные органы статистического учета.
  Для полной реализации обсуждаемой концепции создания Единой системы классификации образовательных программ России в ближайшей перспективе необходимо:
  • выполнить переработку базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию, по существу являющегося интегрированным перечнем всех реализуемых в вузах и ссузах страны образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования;
  • разработать и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ввести в действие новые актуализированные версии общероссийских классификаторов специальностей начального профессионального образования и высшей научной классификации (ОКНПО и ОКСВНК);
  • для обеспечения преемственности данных образовательной статистики разработать необходимые переходные ключи, устанавливающие соответствие между объектами классификации действующих классификаторов и модернизированных классификаторов Единой системы классификации образовательных программ;
  • разработать основанные на компетентностном подходе классификационные описания уровней и ступеней системы профессионального образования, сопоставимые с системой вертикальной классификации образовательных программ, разрабатываемой на основе ЕСК.
  Переработка базового для ЕСКОП Общероссийского классификатора специальностей по образованию должна быть одновременно направлена на решение задач совершенствования классификационной системы ОКСО и переработку встроенных в ОКСО перечней направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
  Совершенствование горизонтальной составляющей классификационной системы ОКСО может предусматривать переработку перечня укрупненных групп направлений подготовки и специальностей и оптимизацию состава входящих в каждую укрупненную группу направлений подготовки.

Назад Содержание Вперед