5.4. Оптимизация перечня укрупненных групп, направлений подготовки и специальностей ВПО

  Действующий Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования включает 29 укрупненных групп направлений подготовки и специальностей и около 100 направлений подготовки, по которым предусматривается подготовка бакалавров и магистров, что по количеству вполне соответствует международной практике. Например, система горизонтальной классификации МСКО-97 включает 25 расширенных групп и 86 образовательных полей. Национальный классификатор США предусматривает 54 «направлений групп образовательных программ», в каждое из которых может входить до нескольких десятков «групп образовательных программ».
  В соответствии с принципами открытых систем состав областей знаний и расширенных групп и их число могут изменяться. Для этого в системе кодирования МСКО-97, как и в национальных классификациях многих стран, для каждого уровня иерархии предусмотрены свободные зоны (до 99 позиций). Применяется кодирование, при котором двум последовательным объектам классификации, присваиваются коды, разность между которыми составляет, как правило, несколько единиц, чем обеспечивается возможность между двумя последовательными объектами классификации вставлять при необходимости дополнительные объекты.
  Структура образовательных областей МСКО-97 существенно отличается от состава укрупненных групп российской классификации. Например, раздел «Техника и технологии» в российской системе классификации включает 12 укрупненных групп. Те же профессиональные области в МСКО-97 представлены всего двумя расширенными группами. Подготовка специалистов ветеринарного профиля в российской системе классификации предусматривается в рамках двух направлений укрупненной группы «Сельское и рыбное хозяйство». В международной классификации выделена отдельная расширенная группа «Ветеринария», что, несомненно, более правильно. Укрупненная группа «Сервис» в российском варианте включает всего два направления подготовки, тогда как аналогичная расширенная группа международной системы классификации включает несколько образовательных полей, для каждого из которых классификация Общеевропейского агентства образовательной статистики (Евростат) предусматривает несколько подполей. Столь серьезные расхождения могут давать основания зарубежным экспертам для вывода (видимо, справедливого) о недостаточной развитости соответствующей области российской системы профессионального образования.
  Приступая к решению поставленной в научных программах Минобрнауки России задачи разработки нового Перечня необходимо в первоочередном порядке определиться с составом укрупненных групп будущего перечня, который должен разрабатываться как единый для всех уровней профессионального образования.
  Следующим не менее важным этапом совершенствования горизонтальной составляющей российской системы классификации образовательных программ, является разработка для каждой укрупненной группы обновленного состава направлений подготовки.
  Одним из вопросов, вызвавших острую полемику в связи с постановкой задачи разработки нового укрупненного Перечня, стал вопрос о том, сколько направлений подготовки должен включать новый Перечень.
  В этой связи отметим, что в среде специалистов, далеких от инженерных, физико-математических и естественных наук - наиболее сильных и развитых областей российского высшего образования - иногда звучат мнения о готовности свести все богатейшее разнообразие российского высшего образования к 50 и даже 40 направлениям подготовки.
  Напомним, что в российской системе классификации образовательных программ направление подготовки - не просто элемент классификационной группы. В нашей системе классификации, относящейся, как было показано выше, к квазиадминистративному типу, с каждым направлением подготовки жестко связан перечень реализуемых в высших учебных заведениях образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. По одному направлению подготовки, как правило, предусматривается одна образовательная программа подготовки бакалавра и на базе каждой бакалаврской программы предусматривается до нескольких десятков образовательных программ подготовки магистров и дипломированных специалистов. С учетом всех специализаций подготовки магистров и дипломированных специалистов общее количество образовательных программ, реализуемых российскими высшими учебными заведениями, составляет более 10 тыс., что примерно соответствует значениям аналогичного показателя для стран с развитыми и самодостаточными системами образования (США, Канада, Китай). Поэтому чисто механический подход к сокращению количества направлений в существующей российской системе классификации профессиональных образовательных программ без расширения автономии и академических свобод вузов является недопустимым, грозит утратой созданного в годы расцвета советской науки и высшей школы её разнообразия и полноты, соответствующих статусу великой державы.
  На вопрос, нуждается ли состав направлений подготовки действующего ОКСО в пересмотре и оптимизации, ответ однозначен - да нуждается. Дело в том, что перед разработчиками введенного в 2004 г. ОКСО не ставилась задача формирования некоего идеального проекта, который отражал бы возможную оптимизацию профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в системе российского профессионального образования (такие предложения постоянно вносились экспертами). От разработчиков проекта требовалось лишь в едином системном представлении классифицировать и точно отобразить реализуемую в высшем и среднем профессиональном образовании, закрепленную действующими государственными образовательными стандартами, структуру подготовки специалистов по направлениям подготовки и специальностям. Поэтому действующий ОКСО с точки зрения его системности не мог быть безупречным, как и разработанный в последствии и введенный в 2005 году сопряженный с ОКСО (фактически являющийся выборкой из него) новый Перечень направлений подготовки и специальностей ВПО. Подобная задача может решаться только сейчас при разработке нового Перечня и государственных образовательных стандартов нового поколения.
  Так сколько же направлений подготовки все-таки должно быть в новом укрупненном Перечне? Импонирует позиция академического сообщества, выраженная в ответах на этот вопрос на пленумах учебнометодических объединений вузов: «Столько, сколько нужно!». Количественным ориентиром может служить значение 85-90, соответствующее числу образовательных полей в открытых для расширения международной классификации МСКО-97 и построенной на её базе классификации Евростата.
  Результаты широкого обсуждения рассматриваемых вопросов на традиционной ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций», которая состоялась в период с 27 мая по 1 июня 2005 г. на базе Уфимского государственного авиационного технического университета, позволяет рекомендовать при разработке перспективного Перечня направлений подготовки (специальностей, профилей) руководствоваться принципами, следование которым должно обеспечить:
  • преемственность разрабатываемого и действующего Перечней, в той мере, в какой это необходимо для сохранения научного и образовательного потенциала российского высшего образования и сопоставимости (по укрупненным группам и направлениям подготовки) государственной образовательной статистики, государственных заданий на подготовку специалистов и т.п.
  • формирование нового Перечня в структуре «образовательная область - укрупненная группа - направление подготовки - профиль (специальность)»;
  • оптимизацию Перечня, предусматривающую его минимизацию на основе объединения близких и упорядочение дублирующих направлений подготовки и специальностей, исключение необоснованной дифференциации и дублирования в названиях направлений и специальностей, отнесенных к разным укрупненным группам, систематизацию названий квалификаций. Минимизация действующего Перечня должна выполняться на основе данных анализа действующих образовательных программ на предмет инвариантности структуры и содержания базовых фундаментальных циклов с целью обоснования возможности или невозможности «объединения» и «укрупнения» отдельных направлений подготовки и специальностей (профилей) действующего Перечня;
  • системность модернизации состава направлений подготовки и специальностей (профилей) с учетом особенностей и специфики всех уровней (ступеней) профессионального образования;
  • возможность разработки профильных образовательных программ первого и второго уровней ВПО на базе общего базового стандарта подготовки бакалавра по направлению;
  • возможность соотнесения наименований направлений подготовки (специальностей) с их зарубежными аналогами;
  • возможность установления для каждого направления подготовки и профиля эквивалента по Международной стандартной классификации образования (МСКО-97) для придания российской системе высшего образования большей конкурентоспособности.
  Описанные подходы к совершенствованию существующей системы классификации профессиональных образовательных программ позволяют решить основные задачи, связанные с целями модернизации российского высшего образования и его вхождения в европейскую зону высшего образования. Однако в рассмотренном варианте модернизации российская система классификации профессиональных образовательных программ в значительной мере сохранит признаки её принадлежности квазиадминистративной модели управления образованием. Как уже отмечалось, для достижения главных целей программы модернизации российского образования актуальны более радикальные изменения, направленные на либерализацию системы профессионального образования и приведения её в соответствие с основными тенденциями развития мировых образовательных систем.

Назад Содержание Вперед