3.4.2. Индикаторы типов и уровней модулей
Одним из важных элементов системы взаимного признания образовательных программ, учета и накопления зачетных единиц (кредитов) является разработка прозрачной, совместимой с европейской классификации типов и уровней учебных модулей. Индикация уровней и типов дисциплин в учебных планах российских вузов ранее не применялась. Российским педагогам и методистам еще только предстоит выполнить необходимые исследования, накопить и оценить соответствующий опыт. Этот опыт частично может быть обретен при анализе действующих и разработке новых учебных планов и программ в рамках перехода на образовательные стандарты нового поколения.
На начальном этапе в качестве индикаторов уровней курсовых модулей могут использоваться следующие коды европейской системы уровневых индикаторов, согласованные в рамках проекта Тюнинг [6]:
• «В» - базовый модуль (Basic) - введение в предмет;
• «I» - модуль промежуточного (Intermediate) уровня, предназначенный для углубления базового знания;
• «А» - модуль продвинутого ^advanced) уровня;
• «S» - модуль специализации (Special) знаний.
С учетом соглашений, достигнутых на общеевропейском уровне, предстоит также развивать и модернизировать используемую в российской высшей школе классификацию типов учебных дисциплин. При разработке новых учебных планов и программ наряду с традиционным разделением учебных дисциплин на циклы можно ориентироваться на применение индикаторов европейской системы классификации типов курсовых модулей [6]:
1. Основные (формирующие профессиональные компетенции выпускника);
2. Поддерживающие (поддерживающие изучение основных модулей);
3. Организационные и коммуникационные (изучения иностранных языков, формирующие навыки работы в группах, деловой переписки и т.д.);
4. Специализированные (расширяющие и углубляющие компетенции в избранной профессиональной области);
5. Переносимые (отражаемые в образовательной программе модули различного вида практик, курсового и дипломного проектирования, выпускных работ, стажировок и т.п.).
В терминологии, традиционной для российских образовательных стандартов и учебных планов, к основным модулям программы могут быть отнесены обязательные курсовые модули общепрофессиональной и специальной подготовки; к поддерживающим - модули фундаментальной и естественнонаучной подготовки.
Система индикаторов уровней и типов модулей, предназначенная для использования в новом поколении образовательных программ российских вузов, изначально должна проектироваться как совместимая с европейской. Она может быть развита с учетом специфики и традиций российской системы профессионального образования. Например, в российскую систему индикации может быть добавлен уровневый индикатор, позволяющий отличать основные и поддерживающие модули образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. При этом специализированные, организационные, коммуникационные и переносимые модули могут быть обозначены как допустимые для образовательных программ только одного или обоих уровней образования. Подобные подходы в настоящее время реализуются в разрабатываемой Европейской рамочной структуре квалификаций (см. раздел 5.2).
Система уровневых индикаторов может стать основой механизма пе- резачета студентам вузов (в прошлом выпускникам ссузов) зачетных единиц, полученных ими при обучении на предшествующем уровне профессионального образования.
Приведенные варианты европейских систем классификации уровней и типов учебных модулей являются альтернативными используемым в российской учебно-методической документации традиционным классификациям: по циклам учебных дисциплин; по признаку «обязательные», «факультативные», «по выбору»; дисциплины специализаций. При разработке концепции ГОС-3 некоторые специалисты предлагают отказаться от традиционной российской классификации. Представляется, что на начальном этапе с этим не следует торопиться. Более целесообразным представляется пользоваться традиционной российской классификацией и наряду с ней применять европейскую классификацию уровней и типов учебных модулей (согласованную в рамках проекта Тюнинг или иную, которая еще, возможно, появится). В этом случае каждый модуль образовательной программы может дополнительно характеризоваться буквенным и/или цифровым кодом-индикатором, указывающим уровень модуля («В», «I», «A», «S») и его тип от (1-го до 5-го). Например, кодовый указатель А-2 будет характеризовать модуль как поддерживающий, продвинутого уровня.
В ГОС-3 приведенная классификация может использоваться для создания, в соответствии с уровнями профессиональных образовательных программ, нормативных моделей распределения нагрузки по типам учебных модулей - объемных соотношений между модулями образовательной программы, обеспечивающих гармоничное развитие всех видов компетенций будущего специалиста. Это позволит в общей части ГОС-3 не только описать в терминологии компетентностного подхода различия в целях подготовки специалистов по уровням профессионального образования, но и сформулировать соответствующие требования к уровню сложности образовательных программ, задавая для каждого уровня профессионального образования нормативные требования к соотношению объемных показателей модулей образовательных программ по уровням и типам, как это показано в таблицах 3 и 4.
В отличие от ГОС-2, которыми регламентировались объемные соотношения между циклами учебных дисциплин, в общей части ГОС-3 вместо этого или наряду с этим могут быть заданы нормативные или рекомендуемые по уровням профессиональных образовательных программ соотношения между объемными показателями включаемых в образовательную программу модулей различных типов и уровней.
Таблица 8. Условный пример распределения модулей по типам в программах бакалаврской и магистерской подготовки, %
Таблица 9. Условный пример распределения модулей по уровням в программах бакалаврской и магистерской подготовки, %
Назад | Содержание | Вперед |