4.3. Регулирование доступа к уровням профессионального образования

  Ранее уже подчеркивалось, что в последние годы Россия столкнулась с проблемой неконтролируемого роста студенческих контингентов вузов за счет сложившейся (во многом стихийно) системы платного высшего образования, часто не очень требовательной к уровню подготовки своих абитуриентов. При этом в течение последнего десятилетия ежегодно снижался прием выпускников 9-х классов в учреждения начального профессионального образования. Россия в настоящее время опередила многие развитые страны по показателю доли лиц с высшим и средним профессиональным образованием в структуре занятых в экономике, но это не оказывает заметного влияния на развитие технологического уровня большинства российских предприятий, который в среднем остается невысоким.
  Еще один тревожный сигнал - расширение доступа к бюджетным местам в вузах, связанный с вступлением России с 2004 г. в активную фазу демографического кризиса. В период с 2004 по 2013 г. численность 17-летних юношей и девушек в стране сократится вдвое. За тот же период количество гарантированно оплачиваемых из бюджета учебных мест в вузах, рассчитываемое по Закону РФ «Об образовании» в зависимости от численности населения (согласно нормативам: 170 студенческих мест на 10 тыс. населения), сократится лишь на несколько процентов. Расширение доступа (в два раза) к бюджетным местам государственных вузов на фоне предстоящего снижения совокупного приема в вузы грозит уменьшением доходов государственных вузов от обучения на контрактной основе, позволяющего, в некоторой степени, компенсировать недостаточное финансирование из бюджета.
  Наметившиеся диспропорции в формировании контингентов учащихся и студентов системы профессионального образования могут иметь негативные последствия:
  • девальвация дипломов о высшем образовании;
  • утрата образовательного потенциала уровней начального и среднего профессионального образования;
  • нарушение сбалансированности между показателями подготовки специалистов и потребности в них общества и экономики.
  Названные проблемы давно вызывают беспокойство специалистов, но действующее законодательство не предусматривает эффективных путей их решения.
  Во многих развитых странах для решения подобных проблем используются механизмы дифференциации прав доступа к более высоким уровням образования в зависимости от успехов на предшествующих ступенях. Подобные механизмы регулирования сбалансированности образовательных систем в той или иной степени применяются во многих странах, что не противоречит уважению принципов свободы и демократии. Представляется, что избранный этими странами подход, одна из главных целей которого - избежать бесполезного расходования государственных средств на обучение тех, кто к этому заведомо не готов или не способен, является перспективным и для России.
  Прием студентов в российские вузы всех форм собственности практически сравнялся с показателями выпуска из средней полной общеобразовательной школы, хотя известны оценки специалистов, согласно которым лишь не более 40-50% выпускников российских школ способны полноценно осваивать программы высшего образования. Только эти учащиеся должны иметь право продолжать обучение в высших учебных заведениях университетского типа. Для остальных обеспечивается право дальнейшего обучения в учреждениях среднего и начального профессионального образования в соответствии с их способностями и готовностью, определяемой объективно подтверждаемыми показателями освоения школьной программы.
  В этой связи важно подчеркнуть роль, которая в подобной системе могла бы отводится Единому государственному экзамену (ЕГЭ) как основному механизму официальной оценки уровня подготовленности выпускников общеобразовательной школы, справедливой и экономически оправданной дифференциации их прав на дальнейшее обучение по уровням профессионального образования. В дальнейшем в этих же целях процедура, подобная ЕГЭ, могла бы проводиться среди выпускников 9-х классов.
  Что касается активно дискутируемой сейчас правомерности обязательного использования результатов ЕГЭ при приеме в вузы, то, уважая принципы автономии университетов, по-видимому, целесообразно предоставить вузам право самим решать, в какой мере и как они будут использовать результаты ЕГЭ в процедурах приема, имея в виду и возможность прямого зачисления в вуз только на основании конкурса набранных абитуриентами по результатам ЕГЭ баллов.
  В целях дифференциации прав доступа выпускников всех уровней образования к дальнейшим его уровням и ступеням в соответствии с их способностями и готовностью, наряду с оценкой по результатам ЕГЭ, может быть использован «обобщенный средний показатель успеваемости» (ОСПУ - см. раздел 3.7) выпускника по совокупности всех изученных на завершаемом уровне образования обязательных учебных дисциплин или совокупности только профильных учебных дисциплин.
  Дифференциация прав доступа выпускников всех уровней образования к дальнейшим уровням и ступеням образования должна предусматривать определение и периодический пересмотр пороговых значений результатов обучения по программам:
  • среднего (полного) общего образования, открывающих право доступа выпускникам общеобразовательной школы для продолжения образования в средних профессиональных и высших учебных заведениях;
  • начального профессионального образования, дающих выпускникам ПТУ право продолжения обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • среднего профессионального образования, которые предоставляют выпускникам ссузов право продолжения обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • начального, среднего и высшего профессионального образования, для подтверждения права на продолжение обучения на следующих ступенях в образовательных учреждениях того же уровня:
  - в учреждениях начального и среднего профессионального образования - по программам повышенного уровня подготовки (после завершения освоения основной образовательной программы);
  - в учреждениях высшего профессионального образования - по программам подготовки магистров (после завершения освоения бакалаврской программы), дипломированных специалистов и т.д.
  Утверждение и объявление пороговых значений, определяющих права доступа к продолжению образования на более высоких образовательных уровнях и ступенях, должны проводиться таким образом, чтобы учащийся или студент, начинающий осваивать образовательную программу, знал с первого года обучения пороговые значения результативности освоения данной образовательной программы, необходимые для получения права по завершении программы продолжить обучение на более высоком образовательном уровне или ступени. Подобный порядок будет способствовать активной позиции учащихся в учебном процессе, нацеленности на достижение высоких результатов в учебе, соответствующих их жизненным планам получения образования соответствующего уровня.
  Всем учащимся, права которых на дальнейшее обучение оказались ограниченными, должны быть созданы условия и по их желанию предоставлена возможность повторного освоения на платной основе образовательных программ соответствующего уровня или их частей. В отдельных случаях, при наличии особых оснований, такие учащиеся могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку в форме субсидий и/или образовательных кредитов. Дополнительную подготовку к экзаменам, позволяющую расширить права на продолжение обучения, можно получить в любом образовательном учреждении, но сдавать экзамены - только в аккредитованных центрах государственной сертификации: государственных региональных центрах тестирования, центрах проведения ЕГЭ и т.п.
  Предлагаемая система государственного регулирования сбалансированности подготовки специалистов по уровням профессионального образования посредством установления пороговых значений результативности освоения образовательных программ должна строиться на следующих основных принципах:
  • обеспечение государственных интересов в сфере образования путем создания условий, препятствующих девальвации государственных дипломов и других документов, подтверждающих образовательный уровень граждан;
  • предоставление каждому возможности получения образования любого уровня в соответствии с его способностями и готовностью независимо от уровня материального благосостояния семьи;
  • обязательное соблюдение пороговых ограничений всеми образовательными учреждениями независимо от их организационных форм и форм собственности;
  • система может, но не должна быть инструментом установления жестких пропорций в подготовке специалистов по уровням профессионального образования, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
  Установление пороговых значений результативности освоения образовательных программ - прерогатива государства. Выбирать и периодически пересматривать пороговые значения целесообразно на основе данных мониторинга и прогнозов текущей успеваемости по образовательным программам, балансов молодежных ресурсов, структурных изменений потребности рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах.

Темы для дискуссии

  Раздел 4.1
  • Почему СЗЕ требует введения (хотя бы частичной) платы за обучение для всех студентов?
  • Выскажитесь по теме: «Автономия университета и действующая регламентация его финансово-хозяйственной деятельности».
  Итоговое задание.
  • Предложите привязанную к зачетным единицам примерную схему расчета платы за обучение для российского вуза. Какая доля, по Вашему мнению, из платы за обучение должна направляться на заработную плату ППС кафедр? Оцените возможный средний размер заработной платы ППС кафедр в вузе с учетом возможных налоговых начислений на заработную плату и значений соотношения «преподаватели/студенты»: 1) 1/10; 2) 1/20.
  Раздел 4.2
  • Какие категории граждан должны иметь право учиться полностью за счет бюджета.
  • Выразите свое отношение к предложению о введении частичной платы за обучение в государственных вузах.
  • Какова роль образовательных кредитов в обеспечении равных прав доступа к образованию?
  • Выразите свое отношение к предложению ввести обязательность ежегодного на конкурсной основе подтверждения студентами-бюджетниками права на продолжение обучения за счет бюджета. Возможно ли это без введения гарантированных государственных образовательных кредитов?
  • Назовите главные отличия специфических ориентированных на финансовую поддержку студентов образовательных кредитов от банковских кредитов на потребительские нужды, предоставляемых, в том числе и на образовательные нужды.
  • В чем состоят преимущества схем студенческого кредитования, «привязанных к будущим доходам выпускников»?
  • Как Вы относитесь к актуальной для некоторых стран идее введения «налога на вузовских выпускников»?
  Раздел 4.3
  • Выразите Ваше отношение к возможности введения государственного регулирования доступа к уровням и профилям образования через шкалы пороговых значений успеваемости на предшествующих уровнях образования. Есть ли другие подходы?
  Итоговое задание.
  • Предложите для российского образования пороговые значения шкалы доступа, начиная со старшей школы и завершая аспирантурой. Какие объективные критерии могли бы использоваться для формирования таких шкал?

Назад Содержание Вперед