3.4.4. Стандарты содержания учебных дисциплин
Значимым шагом, направленным на расширение академических свобод и автономии университетов в рамках Болонских реформ, может стать введение для российских университетов двухуровневой аккредитации (см. раздел 5.5). Аккредитация повышенного уровня может предоставить университетам право разрабатывать собственные образовательные программы, содержание которых не будет строго регламентироваться требованиями соответствующих ГОС. Естественно, что больший уровень автономии предполагает и больший уровень ответственности. Поэтому образовательные программы таких университетов по своему уровню должны опережать задаваемые обязательными для прочих вузов ГОСами минимальные требования к содержанию и условиям реализации образовательных программ. В этой ситуации будет необходимо и полезно воспринять опыт формирования внутривузовских стандартов содержания образовательных программ и учебных дисциплин зарубежных университетов, изначально работавших в условиях реальной автономии. Документы, регламентирующие стандарты содержания и условия реализации образовательных программ в разных университетах, отличаются в деталях, по-разному называются, но в целом служат похожим целям: информировать студентов, преподавателей, работодателей, общество, органы контроля качества о целях и содержании образовательных программ; реализуемых в процессе их освоения, педагогических технологиях; обеспечении их материально-техническим и лабораторным оборудованием, преподавательскими кадрами и т. д.
В настоящее время роль внутривузовских стандартов содержания образовательных программ российских вузов выполняют рабочие учебные планы и программы. Но рассчитаны они на преподавателей, учебные отделы, органы планирования и контроля, но не на студентов. Чтобы они в полной мере смогли выполнять роль внутривузовских стандартов в интернациональном понимании, их необходимо будет дополнить с учетом накопленного позитивного зарубежного опыта. Кратко охарактеризуем сложившуюся практику оформления внутривузовских стандартов содержания учебных дисциплин в системе зачетных единиц.
Комплект документов основной образовательной программы университета, работающего в системе зачетных единиц, включает стандарты содержания всех учебных дисциплин основного учебного плана. Стандарт содержания учебной дисциплины университета ориентирован на конкретную технологию преподавания дисциплины и комплект учебно-методических материалов и оценочных средств, разработанных для поддержки ее изучения. Стандарт содержания учебной дисциплины определяет ее учебные цели, роль в формировании компетенций специалиста, задачи приобретения знаний и навыков, программу и соотношение объемов теоретической и практической подготовки, распределение по неделям семестра лекционных и практических занятий и включает подробный семестровый план-график самостоятельной работы студентов.
За разработку и обновление стандартов содержания учебных дисциплин к началу очередного учебного года отвечают кафедры, которые ведут их преподавание. Департамент учебной работы университета контролирует полноту и актуальность учебных и оценочных материалов, обеспечивающих изучение учебной дисциплины в соответствии со стандартом ее содержания. Общепринятой является практика, когда преподаватели (как правило, ведущие профессора), отвечающие за научный и учебно-методический уровень преподаваемых в университете учебных дисциплин, в конце учебного года сдают в департамент учебной работы полный комплект документов, отражающий текущее состояние содержания дисциплины и комплекта учебно-методических материалов и оценочных средств. Установленный порядок требует, чтобы в течение года он обновлялся в среднем на 10-15%. Стандарты учебных дисциплин включаются в комплекты документов и инструктивных материалов, выдаваемых студентам перед началом очередного учебного года. Для каждой учебной дисциплины в этих материалах указываются реквизиты связи (телефоны, адреса сайта и электронной почты) ответственной за преподавание дисциплины кафедры, заведующего кафедрой, всех преподавателей, ведущих занятия по данной дисциплины с указанием их ученых степеней и званий.
Назад | Содержание | Вперед |