3.4. Рекомендации к психологическому сопровождению одаренных детей
Проблемы одаренных детей
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Проблемы одаренных детей
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
• психодиагностика,
• психопрофилактика,
• психокоррекция,
• развитие,
• психологическое консультирование,
• психологическое просвещение.
Диагностические этапы одаренности
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Е.И. Щебланова выделяет семь диагностических этапов:
1. Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;
2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов [6].
Психологическая консультация
1. Консультирование школьников: оказание помощи и поддержки детям, испытывающим трудности прежде всего в общении зная, что одаренный ребенок общаясь в своей культурной среде нередко испытывает трудности в построении взаимоотношений со сверстниками, а также детям находящимся в состоянии актуального стресса, сильного эмоционального переживания; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа;
2. Консультирование педагогов и родителей;
3. Профконсультации;
4. Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных конфликтов школьников.
Психологическое просвещение
1. Психологическое просвещение осуществляется через лекции для педагогов, семинары-тренинги, методические семинары, выступления на родительских собраниях и пр. Данная форма деятельности, прежде всего, позволяет познакомить педагогов и родителей с новыми психологическими и педагогическими исследованиями в области развития одаренных детей, создание для детей максимально адекватных условий обучения.
2. Традиционные родительские собрания: «Особенности адаптации и учебной мотивации учащихся 1-го класса» «Адаптация учащихся 5 класса», «Возрастные психологические особенности учащихся 10-12 лет», «Профилизация 7-х классов» и выступления на родительских собраниях по запросам педагогов и классных руководителей и др.
Развитие
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми - это раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Виды работ по развитию одаренных детей:
• организация групповой и индивидуальной рефлексии;
• групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.
Коррекционная работа
При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.
Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
• формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
• развитие коммуникативных навыков;
• снижение уровня тревожности;
• формирование адекватной самооценки;
• обучение методам релаксации и визуализации.
Рекомендуемая литература
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - 712 с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М., 1996. - 416 с.
3. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Магистр, 1998.
4. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
5. Юркевич В. С, Одаренный ребенок. - М.: Просвещение, 1996 .
6. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование. 2001. № 1. - С. 153-156.
Назад | Содержание | Вперед |