2. Религиозная политика Феодосия Великого и ее роль в становлении православной христианской империи
Эпоха Феодосия Великого (379-395 гг.) завершает IV в. и подводит итоги церковно-государственных отношений в Римской империи. Во внутренней истории церкви она совпадает с заключительным этапом тринитарных споров и оформлением ортодоксального христианства. Во многом благодаря активному участию государственной власти в лице императора закладываются основы автокефалии Восточной церкви, оформляются принципы союза церкви и государства. Все это обусловило пристальное внимание историков к личности и политике основателя православной империи. Парадоксально, но факт - при всем этом специальных исследований эпохи Феодосия Великого в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. мы находим очень немного. В большинстве исторических работ отмечаются только главные вехи религиозной политики Феодосия Великого и дается определенная оценка им в контексте христианской или византийской истории. Так, В.В. Болотов в соответствующем разделе лекций высоко оценивал заслуги Феодосия по утверждению православия на Востоке, но главное внимание сосредоточил на отношениях императора с представителями христианского клира, прежде всего - Амвросием Медиоланским. Отдельные сюжеты и общие закономерности религиозной политики Феодосия Великого рассмотрены в работе В. Кипарисова в контексте проблемы «религия-государство». А.А. Спасский и А.В. Карташев обращались к церковно-политической деятельности императора в связи с историей Второго Вселенского собора. Ф.И. Успенский и А.А. Васильев главное внимание уделяли результатам антиязыческой политики Феодосия Великого и только в общих чертах указывали на оформление системы церковно-государственных отношений к концу IV в.
Важный вклад в изучение церковно-государственных отношений в Римской империи при Феодосии Великом внес П.В. Гидулянов. В его солидном систематическом труде эта эпоха предстает главным этапом становления «православного христианского царства», когда происходит окончательное сближение институтов церковной и гражданской власти, утверждается высшая церковно-правительственная власть императора и оформляются приоритеты политики православного государя.
Специальное исследование царствования Феодосия Великого в «церковно-историческом отношении» было осуществлено представителем московской церковно-исторической школы Н.Ф. Чернявским. Несмотря на то, что работа не лишена элементов компиляции, ее значение как обобщающего труда не вызывает сомнений. Автор использовал практически все виды источников (сочинения древних христианских и языческих авторов, законодательные и юридические памятники, внутрицерковные документы), а также значительное количество работ отечественных и зарубежных историков конца XIX - начала XX в. Исследование религиозной политики Феодосия Великого предваряется подробными сведениями о его биографии (гл. 1), реконструкцией его «религиозного и церковно-политического миросозерцания» (гл. 3) и обзором практики религиозно-государственных отношений в Римской империи «до Феодосия» (гл. 2). Религиозная политика Феодосия Великого подробно рассматривается в трех аспектах: 1) Второй Вселенский собор и его место в системе церковной политики императора; 2) политика по отношению к еретикам; 3) антиязыческая политика как история «последней борьбы» христианства с язычеством. Исследование каждого направления предваряется «историей вопроса». Словом, историческая проблема, при всей ее конкретности, хронологически и тематически разворачивается максимально полно и подробно. Подобный алгоритм исследования - систематического и масштабного, поставленного в прямое соответствие с исторической ретроспективой вопроса и его последствиями, является отражением господствовавшего в историографии конца XIX - начала XX в. позитивистского метода и неогегельянского воззрения на сущность исторического процесса. Солидный объем (более 600 страниц) и подробное освещение всех сторон религиозно-политической деятельности не только Феодосия Великого, но и его предшественников придает работе энциклопедический характер, что определяет его значение для современных историков.
Древняя историографическая традиция оценок церковноисторических событий и исторических лиц, как мы не раз убеждались, имела определенное влияние на отечественную историографию второй половины XIX - начала XX в. В рамках этой традиции, пожалуй, ни о ком из христианских государей нет отзывов более благоприятных, чем об императоре Феодосии. Павел Орозий писал, что он был «менее император, чем служитель Божий». Созомен, подводя итоги его царствования, говорил, что Феодосий умер, «приумножив церкви до наибольшего». Св. Амвросий Медиоланский оценивал его заслуги перед церковью наравне с иудейским царем Иосией. Причем в сравнении с предыдущими государями, которые способствовали распространению христианства косвенными методами - путем стеснения иноверия, Феодосий действовал прямым - распространением христианства среди язычников. Таким образом, «приумножение» церкви Феодосием происходило как через распространение Евангелия, так и утверждение догматического правоверия. Вторая заслуга императора, согласно древним историкам, состояла в том, что присоединение к церкви язычников и еретиков совершалось ненасильственными мерами. Ограничение внешних сторон проявления языческого культа ничего общего с насилием не имело, только служило цели выработать у народа «привычку» посещать вместо языческих святилищ христианские храмы. Еретиков же Феодосий только «склонял» к правой вере, без всяких последствий для «твердых». В исповедании христианской веры, по словам Сократа, Феодосий позволил всем «держаться того мнения, какое кто имел».
Взгляды церковных историков Нового времени совпадали с представителями древней церковной историографии только в первом пункте - признавалось, что христианство в правление Феодосия Великого действительно возросло в количественном и качественном отношении. Но оценка значения этого результата для внутреннего состояния церкви была неоднозначной. Высказывались сомнения - насколько полезны были для церкви приобретения в лице случайных или вынужденных прозелитов и в виде политической зависимости от государства. Относительно методов утверждения православия Феодосием Великим мнения историков были диаметрально противоположны - или императору приписывали прямые репрессии против язычников и еретиков, или же находили, что «приумножение» церкви совершалось им без всякого притеснения граждан, не примкнувших к православному христианству. Обратимся к анализу и оценкам религиозной политики Феодосия Великого в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в.
Назад | Содержание | Вперед |