2.4. Перспективы развития малого предпринимательства в связи с дальнейшим развитием экономических реформ

  Значительные изменения предусмотрены в секторе малого предпринимательства, способствующие экономическому росту в масштабах всей страны. Все эти задачи поддержки малого предпринимательства требуют самого тщательного и скорейшего решения. Однако скудность и отсутствие каких-либо бюджетных средств обусловливают необходимость поиска альтернативных подходов и к формированию программ, и к определению реальных источников финансирования намечаемых мероприятий.
  В принципе целевое программирование, на котором должны основываться программы государственной поддержки малого предпринимательства как федерального, так и регионального уровня, предполагает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки. В рыночных условиях для программы такого типа обычно предполагается возможность отклонения от точного выполнения, но не более чем на 5-10% в зависимости от общей рыночной конъюнктуры. Однако в российских условиях из-за сложностей с финансированием нередко ставится вопрос об отказе от обязательности в подготовке и реализации программ, замене обязательности полной индикативностью (рекомендательно стью).
  Всеобщая скудность средств требует тщательной проработки вопроса о финансовых источниках различных направлений и категорий институтов поддержки, создания для каждого из них неких модельных схем финансирования, в том числе с учетом условий различных регионов. Реальное положение подсказывает единственный выход: нужно искать внебюджетные ресурсы. Известны и направления поиска. При заведомой убыточности большинства элементов специализированной рыночной инфраструктуры поддержки малого бизнеса необходимо в каждом регионе выявить те ее элементы, которые при определенном режиме работы могут стать, хотя бы по минимуму, самоокупаемыми. Это сфера оказания таких услуг, как консультации, обучение, предоставление информации. Для уменьшения затрат на данные элементы инфраструктуры важно вписать их в общую рыночную инфраструктуру развития предпринимательства, устранить их одностороннюю ориентацию только на малый бизнес. Например, обучение малому предпринимательству должно быть сферой деятельности не только чисто бюджетных обученческих центров. Оно может осуществляться как одно из направлений работы рыночных инфраструктур с крупными частными фирмами, заинтересованными в создании сети обслуживающих их малых предприятий. Такой опыт имеется, но эта работа проводится стихийно, без использования четких организационных и методических подходов. Сказанное в полной мере относится и к организации предоставления деловой информации, консалтинга, лизинга и т. д. Конечно, необходима методологическая и, по возможности, стартовая целевая финансовая поддержка такого рода деятельности для сохранения развития уже существующих ее форм, а также создания новых. Очень важно не потерять то, что уже сложилось, иначе на восстановление утраченного уйдут многие годы.
  Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных реформ. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы оживить многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют. Типичным примером является Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, основные средства которого с августа прошлого года заморожены в коммерческом банке “СБС-АГРО”. А ведь мероприятия федеральных программ в существенной степени финансировались именно из средств этого фонда. Небольшая финансовая помощь ему позволила бы мультипликативным образом оживить его деятельность, увеличив инвестиционные потоки в сферу малого бизнеса.
  В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования, программирования и развития малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых относится система гарантирования банковских кредитов. Известно, что получить кредиты в банках малым предприятиям трудно, поэтому такая система, включающая в себя тщательный отбор проектов и отслеживание их осуществления, жизненно необходима. О важности решения данной проблемы говорится на разных уровнях уже почти десять лет. Время от времени составляются докладные записки, предложения и “прожекты” по этому вопросу. Немало заявлений было сделано на сей счет и со стороны Федерального фонда поддержки. Но в целом положение остается прежним.
  Принципы создания таких систем хорошо известны, в том числе из зарубежного опыта. Однако все упирается в выделение на эти цели определенных государственных средств (либо денежных, либо иных неденежных ликвидных активов) в качестве первоосновы деятельности гарантийного фонда, которые можно было бы использовать в виде залога. Конечно, в настоящее время получить эти средства очень сложно, так как много претендентов на них, однако шансы малого бизнеса здесь кажутся более предпочтительными, поскольку именно его инвестиционные проекты дают на местах наиболее быструю отдачу в смысле приращения налогооблагаемой базы, увеличения числа рабочих мест и т. д. Серьезной задачей государственных и общественных институтов поддержки малого предпринимательства должно стать получение таких залоговых средств, реализация которых может в короткие сроки через схемы кредитного гарантирования кардинально изменить к лучшему всю ситуацию в предпринимательской сфере, экономике страны. В регионах уже начали осуществляться схемы гарантирования кредитов для малых предприятий. Например, эффективно работает Гарантийный фонд для малого бизнеса Свердловской области, реализующий областную программу микрокредитования с участием областного Центра содействия предпринимательству, а также самих субъектов малого бизнеса.
  Наконец, наиболее перспективным, малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества. Выработка и практическое осуществление многих положений федеральной и региональных программ в принципе обязательно должны осуществляться при тесном взаимодействии с такими союзами и ассоциациями. Более того, на самые значимые элементы программ, т. е. выработку предложений по совершенствованию соответствующих законодательных и нормативных актов, содействие кооперации, организацию консалтинга у таких союзов нашлись бы собственные средства или, по крайней мере, их представители согласились бы работать на паях с государственными институтами поддержки.
  К сожалению, пока положение общественных институтов российского малого бизнеса достаточно бесправное. Однако можно надеяться, что нынешний кризис заставит малые предприятия усилить взаимное сотрудничество, в том числе и в непосредственно экономических формах (через общества взаимного кредитования, общества взаимного страхования и т. д.). Причем с помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, снабженческо-бытовых, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное очищение среды малого предпринимательства от жульнических элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам. Самоорганизация малого бизнеса не требует от бюджета всех уровней больших прямых затрат, но все же органы государственной поддержки должны взять на себя координацию, а также методологическое обеспечение деятельности подобных объединений малых предприятий, оказывать им помощь в укреплении их экономической базы.
  Следует также законодательно обеспечить работу объединений малых предприятий. Все еще не принят закон об общественных объединениях малых предприятий, о котором писалось еще в самой первой Федеральной программе государственной поддержки малого бизнеса, точно так же, как и упомянутый в Федеральном законе о государственной поддержке малого предпринимательства закон об обществах взаимного кредитования. Его утверждение до последнего времени блокировали наши банковские олигархи. Но сейчас складывается благоприятная ситуация, когда возможное противодействие банков явно ослаблено, и этот необходимый для малого бизнеса закон нужно безотлагательно принять.
  Важной проблемой является и более четкое определение функций и задач федерального центра при формировании и финансировании институтов поддержки малого бизнеса. На начальном этапе этой политики происходила явная перегрузка федерального уровня, недооценивались возможности регионов. В настоящее время акцент в этой работе все более переносится на региональный уровень. Однако для этого нужны соответствующие экономико-правовые механизмы. Так, при совершенствовании модели бюджетного федерализма нужно продумать вопрос о введении определенного налогово-перераспределительного механизма, побуждающего регионы за счет расширения своей налогооблагаемой базы вкладывать средства в деятельность региональных рыночных инфраструктур развития предпринимательства, в том числе и малого.
  При острой нехватке бюджетных средств задачи федеральных органов власти в значительной степени должны быть подчинены селективной поддержке региональных мер в отношении малого бизнеса. Координация, методологическое обеспечение - это то немногое, что в настоящее время может себе позволить федеральный центр в лице Фонда поддержки малого предпринимательства. Он пока не в состоянии финансировать мероприятия региональных программ даже по ранее намеченным соотношениям (25-20%). Распространение лучшего опыта развития инфраструктуры и оказание отдельных, наиболее эффективных видов помощи - это задача федерального центра. Было бы целесообразно, например, чтобы он, как можно шире, распространил опыт Межрегионального маркетингового центра “Москва”, созданного в рамках специальной программы правительством Москвы.
  Часто высказываются предложения о привлечении в фонды поддержки малых предприятий средств частных инвесторов с помощью выпуска доходных облигаций или создания при фондах каких-либо специальных структур, имеющих право привлекать частные средства. К сожалению, в настоящее время эта проблема стала менее актуальной из-за общего кризисного финансового положения в стране. Никто из мелких и средних потенциальных инвесторов не хочет вкладывать свои средства в любые финансовые структуры даже под государственные гарантии. Они знают, что им не удастся отстоять свои права на возврат денег. Вряд ли в настоящее время заинтересуются этим и крупные инвесторы. Августовский кризис 1998 года перечеркнул прежние надежды на цивилизованные методы ведения финансовых операций, которые сразу оказались иллюзиями. Но в перспективе, когда положение в стране нормализуется, привлечение средств мелких инвесторов могло бы способствовать улучшению финансового обеспечения программ поддержки предпринимательства и решения многих проблем малых предприятий. Очень важную роль здесь смогли бы сыграть союзы и ассоциации малых предприятий. Но все это, к сожалению, пока лишь возможности отдаленной перспективы. Сейчас же главное внимание нужно уделять тем мерам, которые реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях.

Назад Содержание Вперед