2.3. Состояние и развитие в Санкт-Петербурге малого предпринимательства в 90-е годы ХХ века
Малые предприятия Петербурга существенно влияют на развитие бизнеса в стране, их удельный вес составляет 13% в общем числе МП, действующих в РФ, при этом здесь работает около 1/5 всех российских малых и средних предприятий отрасли “Наука и научное обслуживание”.
Разразившийся в августе 1998 года кризис привел к резкому ухудшению основных финансовых показателей предприятий. Но многие из них, тем не менее, намерены поднять свои финансовые показатели: строительства с 17,6 до 12,5%, науки с 19,2 до 5%. Удельный вес предприятий торговли, напротив, вырос с 19,4 до 49,6% (рис. 2).
Рис. 2. Рост числа малых предприятий в Санкт-Петербурге в 1992-1998 годах, ед.
Что касается численности занятых в малом и среднем бизнесе на постоянной основе, то она росла (рис. 3): со 124 в 1992 году до 591 тыс. чел. в 1998 году. Однако ее увеличение происходило наряду с резким снижением этого показателя в ряде важнейших отраслей экономики города (в малых предприятиях промышленности почти на 10 %); науке (на 33,5%); в строительстве (на 21 %). В экономической отрасли сокращение персонала перешагнуло за 22 %, количество занятых в торговле возросло до 72,8 %.
Рис. 3. Динамика численности занятых на малых предприятиях Санкт- Петербурга в 1992-1998 годах, тыс. чел.
“Можно сказать, что в Петербурге прошлый кризис усилил сложившиеся ранее не всегда благоприятные тенденции динамики отраслевой структуры малых предприятий, - считает ученый секретарь Ле- онтьевского центра Е. Белова, - что наглядно проявляется в гипертро- 46фии торговли. Нет ни у кого сомнения в том, что она - одна из важнейших отраслей рыночной экономики и должна развиваться. Но очевидно и то, что не здесь сосредоточены материальные и организационные условия для реализации творческого инновационного потенциала предпринимателей и интенсификации экономики города”.
В сентябре 1999 года МЦСЭИ провел опрос представителей малого и среднего бизнеса, в котором приняли участие 162 петербургских предпринимателя. В ходе его было еще раз подтверждено, что ныне существующие условия хозяйственной деятельности порождают много барьеров, которые приходится преодолевать в процессе становления бизнеса. Ранжирование проблем, признанных самыми актуальными, показывает, что 67 % респондентов наиболее важным показателем считают налоговый режим, при этом больше половины из них говорят о непомерно завышенных и часто необоснованных размерах налогов. Не способствует развитию МП негибкость налоговой политики, частая изменяемость законов, связанных с налогообложением, а также сложность нормативных документов, неоднозначность и противоречивость в их толковании. Сетуют бизнесмены на невозможность направлять собственные средства на дальнейшее развитие предприятия, неблагоприятные условия кредитования (высокие банковские проценты, понижение курса рубля). Предпринимателей беспокоят вопросы, связанные с процедурами административного регулирования. Многие полагают, что их сложность, а также большое количество необходимых документов и длительность их оформления создают благоприятную почву для коррумпированности чиновников.
В качестве мер укрепления позиций малого и среднего бизнеса и усиления его поддержки участники опроса одобряют следующее:
- льготный режим налогообложения на первые год-два для новых предприятий, действующих в сфере производства;
- упрощение процедур административного регулирования;
- понижение тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд;
- отмену или изменение закона о вмененном налоге;
- изменение тарифов на ввоз оборудования, технологий и сырья.
Значительная часть отмеченных проблем является общей для России, а значит, решаемой нескоро. И тем важнее устранить недостатки, поддающиеся регулированию на муниципальном уровне.
Правительством Петербурга разрабатывались и утверждались, начиная с 1995 года, разные планы помощи малому бизнесу, но реализация их не обеспечивалась финансированием. Осенью 1998 года появилась новая программа государственной поддержки предпринимательства вплоть до 2001 года. На этот раз она должна реализовываться за счет госфонда занятости населения, поступлений из федеральной казны, а также путем привлечения средств внебюджетных источников и городского бюджета. В соответствии со ст. 3 принятого ФЗ “О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге” ежегодно предусматривается выделение средств бюджета в размере до 1% на эти цели. Объем финансирования в этом году составляет 76,8 млн р., в 2000 году - 79,5 млн р. Прогнозируется, если получится, в течение трех лет увеличение числа малых предприятий до 120 тыс., численность занятых в них возрастет на 60-80 тыс. чел. В первую очередь, в научно-технических и производственных областях (доля первых увеличится до 12, вторых - до 16%).
Назад | Содержание | Вперед |