1.4. Социализация собственника

  Процесс социализации большинство исследователей сегодня трактуют как усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Практически этот процесс означает освоение, как минимум, трех аспектов жизнедеятельности:
  1) Тех алгоритмов индивидуального поведения и деятельности (социальных ролей), которые признаны и приняты в данном обществе и высоко оцениваются в нем;
  2) Тех идей, установок, стереотипов (более широко - того мировоззрения и менталитета), которые лежат в основе социально целесообразных действий индивида;
  3) Умений, навыков, этических требований к взаимодействию с другими людьми в ходе реализации собственных ролей.
  Как понимает читатель, экономическая социализация в том аспекте, на который направлено наша книга, а именно - формирование поведения и сознания собственника, должна привести к конкретным результатам. Их, основываясь на приведённый выше алгоритм анализа личности собственника, можно отразить в следующих «итоговых» личностных характеристиках:
  • сформированность ценностей и мотивационной сферы, адекватно отражающей значение собственности и её роль как для самой личности, так и для общества в целом, понимание не только прав, но ответственности, которые собственность с собой несёт;
  • совокупность умений и навыков владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью при реализации различных социальных функций, базирующихся на знании не только экономических, но и правовых и управленческих закономерностей;
  • адекватная самооценка своих потенциалов и ресурсов собственника, оптимальный уровень гордости владельца, хозяина, не принижающей чести и достоинства других людей;
  • освоение социальных требований к контактам, необходимым для реализации отношений собственности как лично для себя (взаимодействие с муниципальными, государственными и налоговыми органами, страховыми агентствами и т. п.), так и для партнёров по собственности.
  Если принимать во внимание некоторые природные, естественные особенности человека, то формирование приведённых характеристик «будет подчиняться» определённым возрастным закономерностям, в чём-то зависеть от пола индивида, его темперамента, имеющихся задатков и т. п. Все эти вопросы мы так или иначе затронем выше, но для начала остановимся на основополагающих проблемах социализации.

Назад Содержание Вперед