1.4.1. Общие вопросы социализации
Социализация чаще всего понимается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид осваивает систему норм, правил поведения и взаимодействия с другими людьми, а также значимых для него функций в структуре группы и в целом общества. С другой стороны, группа, общество не только представляет «объекту социализации» набор норм и шаблонов поведения, которым ему необходимо овладеть, но любые социумы формальными и неформальными средствами стимулируют процесс социализации, проводят обряды оценки готовности индивида, к реализации общественных функций. Например, у многих народов существовали обряды «посвящения в мужчины», «в воины», сегодня к аналогичным актам можно отнести празднование совершеннолетия, получение аттестата зрелости и т.п.
Социализация предполагает как целесообразные, так и спонтанные усилия со стороны общества. В частности, к целесообразным усилиям можно отнести обучение и воспитание. Они представляют собой систему формирующих влияний общества, которые готовят индивида, к участию в жизнедеятельности общества. Обучение и воспитание выступают лишь частью процесса социализации, поскольку последний происходит под влиянием как организованных, так и случайных факторов в повседневной жизни человека.
Успешность или неуспешность социализации индивида можно рассматривать в двояком плане. Во-первых, оценивается степень интериоризации (внутреннего освоения и принятия) социальных норм. Если определенные социальные эталоны, идеалы, традиции, стандартизированные операции становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются извне, посредством внешней регуляции, а как бы становятся частью самого человека, слагаемым его «я», и он реализует интериализованные нормы в порядке привычки, чисто автоматически, то результат социализации можно считать эффективным. Если же человек чурается предписанных ему обязанностей и прав, не стремится к знанию своих функций и «тонкостей» их выполнения, - значит на каком-то этапе в процессе социализации произошел сбой. Вторым не менее важным результатом социализации становится «завоевание» индивидом статуса, авторитета в своем обществе, достижение высокой оценки и одобрения со стороны других. Это происходит прежде всего тогда, когда его позиции, действия, поступки начинают осуществляться в связи с ожиданиями окружающих, т.е. с их представлением о правильном нормативном поведении. Последний момент означает, что на практике два названных положительных аспекта социализации неотрывны друг от друга.
Участие общества в процессе социализации, в формировании ролевого поведения порой исчезает из внимания исследователей, часто они просто абстрагируются от этого факта. Например, в психологическом словаре социализация определяется, как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности (76, с.373). В этой формулировке нельзя, конечно, сказать о полном отсутствии общества как второй стороны процесса социализации, но все же вся «энергия» активности передана индивиду. Между тем, общество гласно или негласно актуализировано своими представителями разных уровней (группа, законодательный правовой или административный орган, различные объединения по интересам в политике, религии и т.п.) в любом акте социализации по крайней мере в одной из своих следующих ипостасей:
• хранитель и проводник в жизнь традиционных предписаний и запретов, которые оправдывали себя во все предшествующие периоды развития общества;
• разработчик социально одобряемых норм, замещения «отживших свой век» предписаний в конкретный временной период;
• поставщик моделей правильного или неправильного выполнения норм в ролевом поведении образцовых индивидов или тех, чьему примеру не стоит следовать;
• гарант необходимых условий освоения и реализации каждой личностью тех социальных ролей, которые, с одной стороны, важны для общества, с другой - оптимально сочетаются с индивидуальными интересами, возможностями, склонностями;
• экзекутор (исполнитель) любого рода санкций и приговоров в случаях, когда реализация норм осуществляется в разрез установленным образцам;
• арбитр, определяющий правильность или неправильность реальных поступков и действий в соответствии с установленными канонами и стандартами;
• аналитик, фиксирующий положительные и отрицательные тенденции в реализации конкретными индивидами своих ролей и функций, сопоставляющий их с необходимыми стандартами и шаблонами и, отсюда, предусматривающий усовершенствование соответствующих норм.
Две последние функции общества в процессе социализации индивида, а именно «арбитраж» («судейство») и «анализ» в современных социумах играют роль эффективной обратной связи успешности данного процесса, поскольку позволяют не только оценивать эффективность социализации индивида, но и искать реальные пути совершенствования подготовки человека к изменяющимся социальным условиям.
Свое влияние на процесс социализации общество оказывает через так называемых «агентов» - индивидуальных и (или) групповых субъектов, учреждений и социальных институтов, обеспечивающих прохождение процесса социализации. При этом опять-таки не столь важно имеют ли агенты осознанное намерение социализировать кого-то, или подключаются к процессу спонтанно, в некоторых ситуациях развития и деятельности «объекта социализации». Важен их видимый или даже невидимый (чисто внешне) вклад в социализацию индивида.
Первыми и самыми важными среди агентов для человека в детском возрасте становятся родители. Они помогают внедрить в сознание и в привычки детей моральные и культурные нормы общества, образцы труда и хозяйственной деятельности и т.п. Родители, однако, не единственные агенты социализации. Уже с первых лет жизни в данный процесс включаются бабушки и дедушки, братья и сестры, родственники и друзья. В дальнейшем в этом процессе участвуют разные детские заведения (ясли, школа и т.п.), учреждения культуры (клубы, библиотеки), церковь, разного рода общественные организации. Их «суммарное» влияние и можно интерпретировать как целенаправленное влияние общества: целенаправленная социализация.
Но влияние общества на социализацию личности обязательно включает в себя спонтанные усилия со стороны разного рода субъектов. В детском возрасте об этом в школе и семье говорят обычно: «влияние улицы», подразумевая под этим те неопределенные и зачастую неизвестные учителям и родителям знания и навыки, которые подрастающему поколению дает общение со сверстниками, знакомыми, малознакомыми и совсем незнакомыми людьми. Такие спонтанные влияния могут оказывать и положительное и отрицательное воздействие на личность. В последнем случае происходит приучение человека к реализации норм, которые могут идти в разрез интересам общества. К примеру, все нормы теневой экономики (о которых мы скажем ниже) или «воспитание» подростков и юношей со стороны лиц, побывавших в местах заключения, готовят личность отнюдь не к добропорядочному и законопослушному поведению. Объем таких «социализирующих» воздействий резко возрастает в периоды социально-экономических кризисов, когда общество уже не хочет жить по традиционным нормам, а государственные органы не умеют или не успевают выработать адекватные времени предписания и обеспечить их правильное выполнение.
На наш взгляд, сегодня соотношение целенаправленной и спонтанной социализации можно представить в виде айсберга, в котором влияние со стороны государственных и общественных органов России представляет собой верхнюю, т.е незначительную часть.
Если в практическом плане социализация представляет собой конкретное явление - процесс и результат освоения индивидом социальных норм и стандартов поведения в обществе, то научные взгляды в социальной психологии и смежных ей дисциплинах на суть проблемы будут зачастую различаться. Например, для фрейдистов процесс социализации будет представлять большей частью бессознательное усваивание личностью моральных стандартов, запретов и поощрений. Это будет в первую очередь формирование «Супер-Эго» личности, происходящее прежде всего в детском возрасте под влиянием родителей.
В необихевиоризме понятие социализация предстает как социальное научение, т. е. приобретение человеком новых форм реакций по отношению к объектам и субъектам внешней среды, которое, в основном, осуществляется через подражание значимым для индивида людям. В рамках гуманистической психологии социализация выступает в качестве самоактуализации (становления, проявления) «Я концепции» - более или менее осознанной системы представлений человека о себе, о своем месте и роли в социальных структурах. Но и сама «Я концепция» будет зависеть от господствующих в обществе взглядов на суть взаимодействия человека и общества.
В индивидуалистических культурах таких стран, как Англия, США, Франция и т.п. подчеркивается ведущая роль самой личности, ее мотивов и желаний в процессе социализации. В коллективистических культурах восточных стран - Япония, Корея, Китай - суть и соль социализации и ученые, и ее субъекты видят в феноменах взаимозависимости членов общества, в освоении норм поведения, которые «не противопоставляют» индивида сообществу, а, наоборот, обеспечивают его наилучшую «вживаемость» в него. Можно остановиться также на школе символического интеракционизма, в которой социализация предстает как результат социального взаимодействия. Становление и социальное «мужание» личности интеракционизм объясняет ситуациями общения и контактов людей друг с другом, которые представляют собой системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. В основном посредством взаимного влияния людей друг на друга и осуществляется процесс социализации.
Приведенные позиции разных психологических концепций показывают, что понятие социализации само по себе многогранно, многоаспектно и разные научные школы акцентируют свое внимание на каких-то конкретных сторонах данного процесса. Эти факты позволяют утверждать, что вряд ли возможно построение какой - либо всеобъемлющей и неоспоримой теории социализации, и ее специфические аспекты можно и нужно раскрывать разнообразными средствами.
Назад | Содержание | Вперед |