3.4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г.
В данном международном документе выделяется шесть основополагающих принципов.
Содержание первого принципа основано на том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывании гуманистического взгляда на общество и жизнь.
Смысл принципа ясен и не нуждается в особой аргументации: допуская подростковую преступность, общество тем самым создает условия для взрослой преступности, а без предупреждения подростковой преступности невозможно эффективно предупреждать взрослую преступность. Оптимистический взгляд на воспитание является необходимым элементом педагогической деятельности и в этой связи возможность формирования у молодежи законопослушного поведения является целеполагающим фактором организации воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Второй принцип исходит из тезиса о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
В обществе не должно быть равнодушных людей к проблеме воспитания ребенка, так как подобное равнодушие оборачивается против всего общества. Уважение к личности подростка закладывает в нем ответное уважение к окружающим, что является основой социального поведения.
Третий принцип ориентирует общество на нужды детей - молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и для контроля.
Иной подход к решению проблемы социализации детей был бы ошибочным, так как нельзя до 18 лет только готовить ребенка к жизни в обществе и контролировать его, а с 18 лет требовать от него самостоятельности и ответственности за свои поступки.
Четвертый принцип заключается в том, что в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Данный принцип предостерегает государственную социальную политику от карательных мер в отношении несовершеннолетних и призывает предупреждать преступность среди несовершеннолетних социальнопедагогическими средствами, путем создания благоприятных условий для развития ребенка с раннего возраста.
Пятый принцип состоит в признании необходимости и важности осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности несовершеннолетних и систематического изучения и выработки мер в этом направлении. Такая политика должна избегать криминализации поведения ребенка, не причиняющего серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим и должна предусматривать следующие меры:
- обеспечение возможности в получении образования и развитии личности, создание системы поддержки молодых людей, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
- разработку теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничения условий, ведущих к этому;
- вмешательство официальных органов должно осуществляться только с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
- обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
- учет того, что противоправность поведения молодых людей связана с процессом их взросления и роста, что по мере взросления, как правило, исправляется;
- осознание того, что использование по отношению к молодому человеку социальных ярлыков «нарушитель», «правонарушитель», «начинающий правонарушитель» способствует развитию у него устойчивого стереотипа нежелательного поведения.
Шестой принцип в деятельности по предупреждению преступности среди несовершеннолетних устанавливает приоритет за применением общинных служб и программ, а официальные учреждения социального контроля рекомендует использовать лишь в крайних случаях.
Общие направления предупреждения преступности среди несовершеннолетних должны включать в себя всеобъемлющее планирование на всех уровнях управления и содержать следующее:
1. Углубленный анализ проблем и перечни программ услуг, учреждений и имеющихся ресурсов;
2. Четко определенные обязанности компетентных организаций, учреждений и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению;
3. Механизмы для надлежащей координации деятельности правительственных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности;
4. Политику, программы и стратегии на основе прогнозирования, а также контроль и анализ их реализации;
5. Методы эффективного снижения правонарушений несовершеннолетних;
6. Участие общины в рамках широкого круга услуг и программ;
7. Тесное междисциплинарное сотрудничество между национальными, государственными, провинциальными и местными органами управления с участием частного сектора, представителей обслуживаемой общины, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи;
8. Участие молодежи в процессе реализации политики в области предупреждения преступности среди молодежи, в том числе ориентацию на использование возможностей общины, самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим;
9. наличие квалифицированного персонала на всех уровнях.
В Эр-Риядских руководящих принципах политика предупреждения преступности несовершеннолетних рассматривается через процессы подготовки к жизни в обществе детей и молодежи. Обязательными компонентами этих процессов являются: семья, община, аналогичные возрастные группы, школа, профессионально-техническая подготовка, трудовая деятельность, добровольные организации.
Семье уделяется первостепенное значение как основной ячейке, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья.
Правительствам в этом направлении предписываются следующие действия:
- вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи;
- предоставлять необходимые услуги семьям для преодоления нестабильности, конфликтных ситуаций, проблем, связанных с экономическими, социальными и культурными изменениями;
- принимать меры по информированию семей о роли и обязанностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним и о проблемах, волнующих детей и молодых людей;
- содействовать укреплению единства и гармонии в семье и препятствовать отделению детей от их родителей.
В области образования на правительства возлагается обязанность обеспечивать всем молодым людям доступ к государственной системе образования. Системам образования, помимо учебной и профессиональнотехнической подготовки, следует уделять особое внимание таким вопросам, как:
- привитие уважения к основным ценностям и воспитание уважения к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общественным ценностям страны, в которой ребенок проживает, культурам, отличающимся от культуры собственного общества, и к правам человека и основным свободам;
- содействие развитию личности, таланта, умственных и физических способностей молодых людей;
- вовлечение молодых людей в процесс образования в качестве его активных и подлинных участников, а не простых объектов;
- помощь в выборе профессии;
- оказание моральной поддержки молодым людям и недопущение психологического давления;
- недопущение суровых дисциплинарных мер, особенно телесных наказаний.
Среди прочих мер школы должны исполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям, особенно тем, кто стал жертвой жестокого отношения, лишен внимания и подвергается преследованиям и эксплуатации.
В области социальной политики правительственным учреждениям следует обеспечивать надлежащее медицинское обслуживание молодежи, оказывать услуги по охране психического здоровья, питания, жилья, предупреждать злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Помещение молодых лиц в воспитательно-исправительные учреждения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, отдавая первостепенное значение интересам подростка. Планирование и разработку программ предупреждения преступности среди молодежи следует осуществлять на основе надежных научных исследований и периодически подвергать контролю, оценке и корректировке.
В разделе «Законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних» Эр-Риядские руководящие принципы рекомендуют принимать специальные законы и процедуры для содействия осуществлению защиты прав и благополучия всей молодежи, а также законодательство, запрещающее жестокое обращение с детьми и молодыми людьми, их эксплуатацию и использование как орудие в преступной деятельности. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или других учреждениях.
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних впервые в мировой практике сформулировали основные идеи по организации государственной политики, предупреждающей преступность несовершеннолетних. Особое внимание в этой сфере уделено необходимости проведения научных исследований и обмена информацией, опытом и знаниями, связанными с предотвращением преступности и правосудием в отношении несовершеннолетних.
Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю) - это осуществление, исполнение государством международных правовых норм.
Имплементация международного права означает реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне и осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.
Имплементация правовых норм может осуществляться и в рамках национального законодательства, когда, например, нормы Конституции РФ находят свое развитие в федеральном и региональном законодательстве.
Совершенствование российского законодательства обусловлено необходимостью реализации международных договоров России.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).
Кроме Конституции РФ ссылки на международное законодательство можно встретить во многих федеральных законах. Например, в ч. 2 ст. 3 УИК РФ говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О милиции» сказано, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Значение Всеобщей декларации прав человека для обеспечения прав и свобод ребенка.
2. Основные направления деятельности по защите прав ребенка и содержание образования в Конвенции ООН о правах ребенка.
3. Цели правосудия в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
4. Содержание общих направлений и шести руководящих принципов для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).
5. Сущность имплементации.
6. Определить основные проблемы в российском законодательстве по обеспечению прав ребенка.
Назад | Содержание | Вперед |