Демографическая ситуация в США: роль миграции населения и семейной политики
Г.К. Никольская
(Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Москва)
Демографическая ситуация в Соединенных Штатах по целому ряду параметров выглядит сегодня более благоприятной, чем в других развитых странах. В значительной степени это объясняется доминирующим положением, занимаемым страной в мире, реализацией возможностей, которыми обладает богатейшее государство, привлекательное для различного рода ресурсов, в том числе и человеческих. Сложившаяся в США достаточно благополучная демографическая картина - это серьезное преимущество, которое будет реализовываться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.
За последние двадцать лет уровень рождаемости в США вырос, а с 1995 г. страна лидирует по этому показателю среди индустриально развитых государств. Рост рождаемости в последние два десятилетия был отмечен только в трех странах - Дании, Нидерландах и США, в остальных рождаемость снизилась, особенно резко в Испании, Ирландии, Японии. Относительно высокая рождаемость в 90-х годах и начале нынешнего десятилетия означает, что через 15-20 лет США смогут обеспечивать потребности своего рынка труда за счет внутренних ресурсов в значительно большей степени, чем страны Западной Европы, которые уже сегодня испытывает серьезные проблемы с кадрами, а падение рождаемости в последние два десятилетия грозит дальнейшим осложнением этой проблемы в будущем.
Серьезной проблемой для развитых государств считается сегодня старение населения и, как следствие, рост расходов на пенсионные, социальные, медицинские выплаты. В США в ближайшие годы ожидается выход на пенсию десятков миллионов людей, относящихся к поколению так называемых «бэби-бумеров». Но и в плане решения этой проблемы Соединенные Штаты имеют сравнительно больше демографических ресурсов. Хотя продолжительность жизни во всем развитом мире растет, в США она пока не столь высока, как в других странах - 74,4 года для мужчин и 80,0 лет для женщин в 2001г.. В результате возрастная структура населения США в начале ХХРЖ века имеет с точки зрения формирования трудовых ресурсов более благоприятный характер, чем в других странах: доля в структуре населения детей до 15 лет, упавшая в последнее десятилетие во всех развитых государствах, в США сократилась в наименьшей степени, а доля старших возрастных групп (старше 65 лет) выросла почти в наименьшей степени. Если за показатель старения населения взять отношение численности старшей возрастной группы (65 лет и старше) к численности младшей (до 15 лет), то выяснится, что население США постарело за последние десятилетия в наименьшей степени среди всех развитых стран.
Благоприятная демографическая ситуация в США объясняется в значительной мере масштабным притоком иммигрантов. 90-е годы прошлого столетия стали рекордным десятилетием ХХ века по числу въехавших в страну - оно составило около 10 млн. В основной своей массе иммигранты - люди в трудоспособном и детородном возрасте. За счет этого в структуре населения увеличилась доля младших возрастных групп и вырос показатель рождаемости. Серьезное влияние на уровень рождаемости оказало и то, что в составе иммигрантов почти 2/3 в последнее десятилетие составили выходцы из стран Азии и Латинской Америки, где рождаемость традиционно высока. Разницу в коэффициентах можно проиллюстрировать на следующем примере: в 1999-2000 гг. рождаемость на тысячу женщин в возрасте 15-44 лет для коренных американок составила 62 ребенка, а для иммигранток - 85 детей. (Следует отметить, что и в Европе уровень рождаемости мог бы быть еще ниже, если бы не приток иммигрантов.)
Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволяет в определенной степени сгладить негативное воздействие, оказываемое на демографическую ситуацию развивающимся кризисом американской семьи. В современном предельно индивидуализированном обществе традиционная семья оказывается неустойчивой, а «нетрадиционные» формы организации домашнего хозяйства, напротив, проявляют высокую жизнеспособность и становятся обычными и нормальными (т.е. соответствующими новым нормам). Динамика структуры американских домашних хозяйств, число которых в 2002 г. в США составило 109,3 млн. («домашнее хозяйство» определено как «один или более человек, совместно проживающие»), свидетельствует о том, что на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей (« два или более человек, связанные браком, кровным родством или усыновлением») постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств. В результате их доля в структуре домашних хозяйств уменьшается. Особенно резко эта тенденция проявилась в 70-е годы, когда общее число домашних хозяйств выросло за десятилетие на 27%, семейных же домашних хозяйств - только на 16%, причем количество полных семей (т. е. имеющих в своем составе обоих супругов) на 10%, а неполных - на 55%. За тот же период число одиноких людей увеличилось на 69%, а количество домашних хозяйств, образованных людьми, не связанными браком, кровным родством или усыновлением выросло более, чем в 1,5 раза. После 1980 г. эти изменения происходят более плавно, однако тенденция остается прежней - темп прироста числа несемейных домашних хозяйств, одиноких людей и неполных семей постоянно превосходит темп прироста суммарного числа домохозяйств в стране. Тем не менее, семейные домашние хозяйства по-прежнему остаются преобладающей формой организации частной жизни. В 2002г. они составили 68%, а полные семьи (именно они составляют ядро системы воспроизводства населения и воспроизводства общества в целом) - 52% всех домохозяйств США
На фоне относительно благоприятной демографической ситуации США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и рост расходов на социальные программы. Следует отметить, что до последнего времени сохраняется традиционное отставание США от других индустриально развитых государств в области законодательного обеспечения социальных прав семьи, несмотря на то, что существующие проблемы четко осознаются и широко обсуждаются в стране. Семейной политики в том виде, в котором она существует в Европе, до сих пор нет, хотя пристальное внимание к проблеме, возникшее в середине 70-х годов, постоянно возрастает.
Сегодня США - единственная страна, не имеющая специального общефедерального законодательства, регулирующего предоставление отпусков по беременности и родам. Первый общенациональный закон, обеспечивающий защиту семьи и ее медицинских нужд, был принят в США только в 1993 году. (Для сравнения: в Германии такой закон был впервые принят в 1878 г., во Франции - в 1928 г., в Дании, Финляндии и Швеции - в 1938 г., а после Второй мировой войны такие законы появились в большинстве государств.)
В настоящее время социальное обеспечение семьи в США в значительной степени зависит от тех льгот, которые предоставляет работодатель. Как правило, крупные фирмы имеют собственные программы поддержки семьи, включающие в себя предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкий график рабочего времени, переход на неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и т.п.
Этим в значительной степени объясняется тот факт, что в настоящее время США имеют самый высокий показатель женской занятости среди развитых стран. Соединенные Штаты лидируют и по интенсивности применения труда женщин. В большинстве других стран рост женской занятости идет преимущественно за счет работающих неполный рабочий день. В США, напротив, рост идет за счет тех, кто трудится на полной ставке, причем увеличивается отнюдь не только число работающих одиноких матерей, замужние женщины также предпочитают работать полный рабочий день. Из четырех возможных типов занятости семейных пар (работающий муж и неработающая жена; неработающий муж и работающая жена; оба супруга безработны; оба супруга заняты) только для Соединенных Штатов преобладающей является занятость обоих взрослых членов семьи. В значительной мере это объясняется тем, что работающие на неполной ставке не только имеют значительно худшие перспективы карьерного роста и роста доходов, но и лишаются социальных гарантий, существующих в той или иной фирме (медицинское и пенсионное страхование, предоставление отпусков по болезни и уходу за детьми и т.п.) А при относительной неразвитости федерального семейного законодательства, социальное обеспечение семьи в значительной степени зависит от тех льгот, которые предоставляет работодатель.
Однако так как любое общество заинтересовано в том, чтобы семья, даже существенным образом изменившаяся, продолжала выполнять свою основную функцию - воспитание детей, т.е. подготовку новых членов общества и новых участников производственного процесса, американское правительство также вынуждено разрабатывать программы, нацеленные на то, чтобы при помощи бюджетных, кредитных, налоговых рычагов помочь гражданам, воспитывающим детей, и минимизировать те негативные явления, которые возникают вследствие слома традиционных форм и появившихся кризисных явлений в развитии семьи.
Назад | Содержание | Вперед |