Демографические угрозы устойчивому развитию Беларуси и пути решения демографических проблем
Шахотько Л.П., д.с.н., профессор,
(Отдел демографических исследований и анализа занятости населения ГУ НИИ статистики Минстата Республики Беларусь, Минск, Беларусь)
Население страны - это ее главное богатство, ради блага которого должны развиваться все сферы экономики. Несмотря на очевидность данного положения, это относительно новая парадигма устойчивого развития страны, так как еще в 70-80 годы во главе угла стояло производство, а население рассматривалось в основном как источник трудовых ресурсов. Переосмысление общественного прогресса привело к тому, что главным богатством, высшей целью и ценностью всего общественного развития был признан Человек. Главным фактором устойчивого развития в XXI веке становится накопление не материальных благ и услуг, а знаний, опыта, умения, здоровья, качества человеческого капитала.
На начало 2004 года численность населения Республики Беларусь составляла 9849,1 тыс. человек. Половозрастная структура населения сложилась под действием войн, миграционных потоков и особенностей воспроизводства населения. В результате половозрастная пирамида имеет узкое основание из-за малого количества родившихся в 90-е годы, глубокий провал в возрастах 58 -63 года (родившихся в годы войны), и несколько менее глубокий в возрастах 30-40 лет, когда родились их дети. Заметен существенный перевес численности женщин над численностью мужчин в возрастах старше 70 лет. Это связано как с военными потерями, так и со значительной сверхсмертностью мужского населения.
На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов, численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 году, тогда численность населения составляла 10234,6 тыс. чел. И вот, уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на постоянно положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается. Страна вступила в качественно новый этап своего развития - депопуляцию. Всего за 19932003 годы численность населения страны сократилась на 385,5 тыс. человек. Это больше, чем, например, численность населения Могилева - третьего по величине города в стране.
Депопуляция - это результат динамики снижения рождаемости и роста смертности населения в стране. Количество родившихся с начала 90-х годов и по настоящее время практически постоянно снижается, а количество умерших растет. Суммарный коэффициент рождаемости стабилизировался на крайне низком уровне. В 2003 г. среднее число рождений в расчете на одну женщину репродуктивного возраста составило 1,2 рождений живых детей, в 1990 г. он составлял 1,9. Как известно, для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы этот показатель был равен 2,14 ребенка на одну женщину. Следовательно, население республики воспроизводится менее чем на 60%.
Рождаемость в стране характеризуется массовым распространения малодетности (1-2 ребенка), резким снижением рождаемости в возрастной группе до 20-ти лет, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, ростом внебрачной рождаемости, увеличением возраста вступления в первый брак, откладыванием рождения первого ребенка.
Особенно большую угрозу для благополучного развития населения страны представляет изменение норм детности семьи. Дети в условиях низкого уровня жизни населения становятся главным фактором бедности, а соответственно отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. У современной молодежи сложились очень низкие установки на количество детей в семье. По опросам студенческой молодежи в г. Минске в октябре 2004 г. даже идеальное число детей было (1,7) ниже, того которое необходимо для простого воспроизводства. Почти 60% респондентов ориентированы на двухдетную семью, треть - на однодетную. Семью с 3 детьми считают идеальной менее 6%. Естественно, что желаемое число детей в своей семье по данным этого опроса было ниже идеального - 1,5. Реальное, как мы уже сказали, всего 1,2 ребенка.
Следует отметить, что в создавшихся сложных социальноэкономических условиях молодые супружеские пары не реализуют даже те невысокие установки, которые у них сформировались. То есть все большее число семей собирается рожать меньшее количество детей, чем они желали бы иметь в своей семье. Согласно социологическим опросам, сейчас только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому. Отказ от рождения желаемых детей становится довольно массовым явлением. Его используют, как наиболее эффективный способ противостоять снижающемуся уровню жизни семей.
Как показывает мировой опыт, повлиять на увеличение ориентации семей относительно количества детей в семье очень трудно. Повысить же долю семей, которые смогут полностью реализовать свои планы - более выполнимая задача при условии выхода из кризиса и роста качества жизни в стране.
Как известно, одним из индикаторов уровня и качества жизни населения является ожидаемая продолжительность жизни, которая аккумулирует в себе все основные факторы, влияющие на здоровье: социально-экономические, биологические, усилия системы здравоохранения по охране здоровья, состояние окружающей среды.
Кроме того, этот показатель дает обобщающую оценку уровню смертности населения независимо от возрастной структуры населения. В целом в тренде ожидаемой продолжительности жизни на протяжении последних 14 лет отсутствовали признаки какого-либо улучшения ситуации. Некоторое снижение относительных показателей смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни было отмечено только в 2003 г. Хотя и после этого повышения показатели находятся на очень низком уровне по сравнению с другими европейскими странами, однако положительная динамика дает основания (хотя, к сожалению, небольшие) надеяться на улучшение ситуации в будущем. Ожидаемая продолжительность жизни в 2003 г. составила 68,5 лет (у мужчин - 62,7, у женщин - 74,7).
Причины низкой продолжительности жизни населения республики кроются не только в проблемах экономического и экологического развития страны. На увеличение смертности в 90-е годы, несомненно, оказали влияние рост алкоголизма и наркомании, распространение табакокурения, особенно среди молодежи, а также пренебрежение ценностью человеческой жизни, как на общегосударственном, так и индивидуальном уровнях.
Состояние здоровья детей и женщин служат важнейшими характеристиками общественного здоровья. Поэтому значимым индикатором уровня жизни населения является уровень и динамика младенческой смертности. После нескольких лет роста в последние годы в Беларуси этот показатель приобрел позитивные тенденции. С 1996 г. началось относительно стабильное снижение младенческой смертности. В 1995 г. на 1000 родившихся в стране умерло 13,3 детей в возрасте до 1 года, в 2003 г. - 7,7 детей. Однако следует отметить, что стабильность в снижении показателя младенческой смертности характерна в основном для городской местности. В сельской местности этот показатель значительно выше и его снижение не столь стабильно. В 2003 году в городских поселениях на 1000 родившихся умерло 6,8 детей до 1 года, в сельской местности 10,3 детей.
Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу устойчивому развитию республики. Для того чтобы найти рациональные пути выхода из создавшегося положения, необходимо правильное понимание причин происходящих негативных явлений в демографическом развитии.
В этих условиях очень важно выявить истинные причины происходящих процессов и определить пути улучшения ситуации.
Причины снижения количества родившихся в стране:
- демографический переход страны к новому типу воспроизводства населения - это закономерный процесс, характерный для большинства стран мира, который характеризуется снижением рождаемости, уменьшением норм детности семьи;
- особенности половозрастной структуры - с конца 80-х г. в активный детородный возраст начали вступали малочисленные когорты, родившиеся в 60-е годы. Известно, что 70% всех родившихся приходится на женщин в возрасте 20 - 29 лет. К концу 90-х численность этой возрастной группы была почти на 20% ниже, чем в середине 80-х г. что, естественно, сказалось на количестве родившихся;
- социальная и экономическая нестабильность (спад экономического развития, снижение благосостояния и расслоение населения, галопирующая инфляция, дестабилизация потребительского рынка) вызвали у большого количества людей нарастание неуверенности в завтрашнем дне и отказ от очередного желаемого ребенка;
- экологические последствия катастрофы на ЧАЭС обострили беспокойство родителей о здоровье своих детей в связи с загрязнением территории страны радионуклидами и также вызвали ограничение желаемых рождений.
- неблагоприятное положение с репродуктивным здоровьем населения страны, распространение первичного и особенно вторичного бесплодия.
- причины снижения продолжительности предстоящей жизни населения:
- низкий уровень развития экономики, ее дестабилизация в 90-е годы;
- значительное снижение уровня жизни населения в эти годы;
- ухудшение работы в 90-е годы социальной сферы (в частности, здравоохранения, ухудшения качества общедоступной медицинской помощи от рождения до смерти);
- неудовлетворительная экологическая ситуация в стране, и не только в связи с последствиями экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- исторически сложившиеся стереотипы пренебрежительного отношения к своему здоровью и распространение факторов риска, таких как курение, злоупотребление алкоголем и др.
Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для стабильного развития Беларуси, так как они затрагивают жизненные интересы страны и ее населения.
Таким образом следует отметить, что современная демографическая ситуация в Республике Беларусь представляет реальную угрозу устойчивому развитию страны. Депопуляция, особенно затяжная, ставит вопрос о «сохранении» самой популяции населения. Это вызвало необходимость разработки демографических проблем устойчивого развития страны и принятия в 2002 г. соответствующего Закона о демографической безопасности Республики Беларусь. В настоящее время разрабатывается программа действий по нивелированию негативных последствий современной демографической ситуации. Если мы не хотим дальнейшего ухудшения демографической ситуации в Беларуси, необходимо проводить последовательную демографическую политику.
При этом не следует преувеличивать возможности демографической политики. Так, нельзя связывать меры демографической политики с надеждами на большой рост рождаемости в стране и на возврат к среднедетной (3 и более детей) семье. Важно осознать, что население Беларуси вступило в период долговременного сокращения его численности, старения, распространения однодетности и это необходимо учитывать при формировании современной концепции социально-экономического развития страны.
Пути решения демографических проблем:
Решению демографических проблем в первую очередь будет способствовать нормализация социально экономического развития страны. Рост мест приложения труда, соответствующая заработная плата и доступность жилья - это то, без чего говорить о нормализации демографической ситуации невозможно. Однако только этого тоже не достаточно. Необходима более ощутимая материальная поддержка молодых родителей при рождении детей. Кроме того, очень важным является работа по воспитанию здорового образа жизни и повышения в обществе ценности семьи и детей.
На какие улучшения демографической ситуации, при высокоэффективной демографической политике, можно рассчитывать:
В области рождаемости. При соответствующих условиях и высокой эффективности мер демографической политики в ближайшее десятилетие может произойти небольшое повышение количества родившихся за счет:
- благоприятной возрастной структуры населения;
- более полной реализации сложившихся установок населения на желаемое количество детей в семье;
- за счет более эффективного лечения бесплодия и улучшения репродуктивного здоровья;
- некоторого целенаправленного повышения репродуктивных установок и ценности семьи у молодежи.
Однако это повышение может быть подобно тому, какое имело место, например, в 1980-х гг. Тогда показатель суммарной рождаемости вырос на 10-15% максимум до 30%. Однако для обеспечения устойчивого положительного естественного прироста населения Беларуси этого мало. Для обеспечения простого воспроизводства населения республики необходимо, чтобы суммарный коэффициент вырос почти в два раза, а это уже мало вероятно.
В области снижения смертности. Противостоять тенденциям депопуляции в большей мере способно снижение смертности. Конечно, задача снижения смертности от основных причин смерти до уровня высокоразвитых стран и преодоления отставания от них по ожидаемой продолжительности жизни непростая, но все же более реальная, чем значительный рост рождаемости. Для этого должен существенно повыситься уровень жизни населения, улучшена экология, повышена доступность качественного здравоохранения. Для снижения заболеваемости и смертности необходимо также принципиально изменить самоохранительное поведение и образ жизни населения. Следует учитывать и то, что здоровье населения было подорвано в годы экономического кризиса и условиях неблагоприятной экологической обстановки. Восстановить же его не так просто. Поэтому приоритетным направлением демографической политики на ближайшую перспективу становится укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Прирост населения. Следует учитывать, что даже при стечении очень благоприятных обстоятельств и эффективности мер демографической политики, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности естественный прирост будет минусовым. Хотя в случае высокой эффективности мер демографической политики население будет убывать за счет естественного движения несколько медленнее.
Депопуляция в Республике Беларусь в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения, которые начались уже несколько десятилетий назад и имеют общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже если вызывают обоснованную обеспокоенность общества, они не могут быть изменены на противоположные. Сложившиеся к настоящему времени структура населения, и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, и численность населения будет уменьшаться еще длительное время. Особенно сильно во втором десятилетии 21 века.
Демографические перспективы страны удручающие. Согласно демографическому прогнозу, выполненному в НИИ статистики Минста- та Республики Беларусь, в ближайшие 15 лет продолжится тенденция сокращения численности населения в результате превышения его естественной убыли над миграционным приростом. Его численность к 2020 г. уменьшится на 1,5млн. и составит менее 8,5 млн. чел. Если современные показатели рождаемости и смертности сохранятся неизменными, а миграционный прирост будет отсутствовать, то даже с учетом имеющегося демографического потенциала прошлых лет, население страны уменьшится более чем в 2 раза уже к концу ХХРЖ века.
Поэтому нужны конкретные меры активизации демографической политики. Будущее демографическое развитие Беларуси зависит от устойчивости социально-экономического развития страны, от действенности мер государственной семейной и миграционной политики, распространения здорового образа жизни, улучшения экологической ситуации и повышения качества жизни населения. В условиях ожидаемого сокращения численности населения в демографической политике государства акценты сосредоточены на улучшение физического и репродуктивного здоровья, создание предпосылок для повышения рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, всестороннее укрепление института семьи.
Сохранение здоровья населения - главная демографическая задача 21 века. Для достижения этого необходимы следующие меры: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний; внедрение автоматизированной системы мониторинга за состоянием населения страны; разработка и реализация региональных программ укрепления репродуктивного здоровья и планирования семьи; внедрение механизмов экономического стимулирования улучшения условий и обеспечению безопасности труда; усиление просветительской и образовательной деятельности среди разных слоев населения по распространению знаний по профилактике заболеваний, по формированию и распространению здорового образа жизни.
Для создания благоприятных условий полноценного функционирования семьи необходимо: совершенствование системы пособий на детей путем усиления ее адресности; развитие долгосрочного кредитования жилищного строительства молодых семей с частичным погашением долга по кредиту при рождения очередного ребенка и кредитования образования; стимулирование развития различных форм добровольного страхования, особенно детей и молодежи, для создания дополнительных возможностей поддержки семьи на определенных этапах ее жизненного цикла; расширение государственной поддержки развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения и мер по сокращению масштабов «социального сиротства».
В области внутренней и внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых в стране в рамках соответствующих международных договоров и соглашений. Стимулирование сокращения оттока специалистов из сельской местности, и увеличения их притока туда, создания и сохранения рабочих мест в сельских населенных пунктах. Введение альтернативной службы в армии для молодых людей, закончивших высшие и средние специальные учебные заведения и работающих по специальности в сельской местности. Стимулировать возврат специалистов, выехавших ранее из страны в другие государства и т.д.
Назад | Содержание | Вперед |