Вз 3. Сиро-Яковитская церковь
Сирийские монофизиты-яковиты получили свое название от ученого монаха Иакова Барадея (VI в.). Они отделились от православной церкви в период Эфеского и Халкидонского соборов, пользуясь покровительством императоров Зенона (474-491 гг.) и Анастасия I (491-518 гг.). Иаков был сыном священника Феофила бар-Ману в Телле. Вместе с монахом Сергием он около 527-528 годах защищал христианскую веру в Константинополе. По просьбе сирийских монофизитов и при содействии императрицы Феодоры Иаков Барадей был рукоположен во епископа Эдесского. Вместе с ним был рукоположен второй епископ - Феодор - на кафедру в Бостру. Иаков сразу же взялся за реорганизацию своей церкви, проповедуя, крестя, рукополагая и восстанавливая храмы. Около 40 лет он бродил по Сирии и Египту. Считают, что он рукоположил десятки епископов, тысячи священников и диаконов. Перейдя персидскую границу, он действовал в Тагрите и к юго-востоку от Мосула, в результате чего монофизиты распространились до Демавендских гор (к северу от Тегерана), основав в Персии свою митрополию.
Однако сам Иаков Барадей не стал патриархом, рукоположив себя преемником Сергия, епископа Теллаского и египетского монаха Павла, с которых начинается преемственность монофизитских Антиохийских патриархов. Таким образом, Иаков Барадей окончательно отделил от остальной церкви сирийское монофизитство.
История яковитов была сопряжена с постоянными преследованиями со стороны византийских императоров, кроме Зенона и Анастасия. Попытки Юстиниана I (VI в.) и Никифора II Фоки (X в.) воссоединить яковитов с Православной Церковью не удались в виду их враждебного отношения к грекам.
Яковиты были гонимы и арабскими халифами, особенно при Адб-аль-Малике и Язиде наравне с другими христианами. Крестоносцы запретили им дотуп к Гробу Господню в Иерусалиме. Долгое время яковиты не были официально признаны Османской портой, а их патриарх не имел права ходатайствовать за свою паству перед правительством.
Только в 1882 году патриарху Педросу удалось получить это право благодаря английскому влиянию на Востоке. В середине XIX века число яковитов в Индии доходило до 60 тысяч человек.
В настоящее время юрисдикция Яковитской церкви простирается на Сирию, Ливан, Восточную Турцию и Америку. Главой рассеянных по всему миру яковитов является яковитский патриарх града Антиохи и всея земли с кафедрой в Дамаске. Патриарх избирается яковитскими епископами, под председательством мафриана, который с VII века является первым по чину в Яковитской церкви после патриарха. Епископы избираются из монахов и рукополагаются патриархом.
Яковиты исповедуют Никео-Цареградский Символ Веры без filioque, признают семь таинств, веруют, что пресуществление святых даров за литургией происходит в момент призывания Святого Духа (эпиклезы). К «Трисвятой песни» добавляется у них «Распныйся за ны». Верующие причащаются под обоими видами. Крестное знамение яковиты совершают одним пальцем, тем самым символизируя одну природу Христа, одну волю и единое действование. Литургия в яковитской церкви совершается по чину святого Иакова. Хлеб для евхаристии берется квасный, смешанный с солью и елеем. Каноническое право у яковитов зиждется на номоканоне Бар-Гебреуса, изданном в Париже в 1898 году Сирийский перевод Священного Писания - Пешито (IV в.) служит каноническим текстом для сирийских яковитов. Церковный год у яковитов начинается с октября. В основном праздники Господние - как у православных. Особо чтится память святителя Игнатия Богоносца, Диоскора и Якова Барадея. Посты в Яковитской Церкви - многодневные. В третью неделю перед Великим постом соблюдается трехдневный «Ниневийский пост». Среда и пятница - постные дни. В 1930 году была проведена реформа с целью возрождения монашества Яковитской церкви. В частности, иеромонахам было запрещено служить на приходах.
Назад | Содержание | Вперед |