Вз 4. Малабарская церковь
Малабарская Церковь расположена в юго-западной части Индии. Согласно древнему преданию, апостолу Фоме выпал жребий благовествовать Слово Божие туземцам этой страны, где он был убит в 78 году одним брамином. О миссионерской проповеди апостола Фомы имеются сведения в «Строматах» епископа Климента Александрийского, в 36-м слове святителя Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима, историка Сократа и др. Первые и достоверные данные о христианах в Индии сообщает Косма Индикоплевст в своей «Христианской топографии» (VI в.).
Малабарская церковь в течение веков находилась в тесных канонических отношениях с Восточно-Сирийской (Халдейской) церковью, и халдейский патриарх посылал в Индию епископа для духовного окормления Малабарской церкви. В христологических спорах малабарские христиане не участвовали, поскольку несторианство для них не представляло интереса. Однако, опасение затеряться среди ислама и язычества удерживало малабарских христиан от разрыва с Селевкией. Поэтому они с уважением относились к католическим миссионерам, прибывшим вслед за португальцами в Индию в начале XVI века. В числе западных миссионеров особенно отличился воспитанник Игнатия Лойолы иезуит Франциск Ксавье (1506-1552 гг.), основав 45 христианских общин.
К концу XVII века в Малабаре образовались две группировки: сирокатолическая и монофизитская в результате прибывшего Яковитского Иерусалимского епископа Григория. Мар Григорий отказался от всех нововведений Диамперского собора, ввел евхаристический квасный хлеб, восточные облачения и подчинил церковь Мар Фомы Антиохийской Яковитской церкви. В XVIII и XIX веках в жизни Малабарской церкви происходили внутрицерковные нестроения. Этот период характерен тем, что кроме католицизма наблюдается и влияние протестантизма. В 1815 году в Коттаяме открывается семинария, издается Священное Писание на малеаламском языке, христиане получают некоторые привилегии. Опасаясь, что малабарская церковь перейдет на сторону реформации, Дионисий IV созвал собор, на котором были отвергнуты все предложенные реформы первым англиканским епископом в Калькутте Даниело Вальерном.
Постоянные внутрицерковные разногласия между Яковитской и Малабарской церквами были разрешены в 1962 году, когда Антиохийский патриарх Игнатий XXXIX признал автономию Малабарской Сирийской Церкви, а себя - ее духовной главой.
В настоящее время в результате различных церковных влияний христианская церковь Малабара разделена на следующие части:
1. Сиро-Католическую церковь, находящуюся в общении с Римом, и Римско-Католическую церковь в Индии латинского обряда, возникшую в результате миссионерской деятельности католических монашеских орденов, с кафедрой Апостольского викария и архиепископа Вераполе.
2. Православную Сирийскую Малабарскую церковь во главе с Католикосом Востока.
3. Толиурскую церковь.
4. Реформатскую Яковитскую церковь, возникшую во второй половине XIX в. по влиянием протестантизма.
5. Англиканскую церковь христиан Фомы.
6. Меллосийскую (Несторианскую) церковь, возникшую вследствие раскола среди сирокатоликов.
Догматическое учение Малбарской церкви, находившуюся под влиянием разых инославных конфессий, отличается от вероучения Яковитской церкви. Эта церковь признает три Вселенских собора, Никео- Цареградский Символ веры, отвергая ересь Евтихия и filioque. В христологии малабары придерживаются умеренного монофизитства.
Таинства те же, что у Православной церкви. Литургия совершается по чину святого Иакова. Для евхаристии употребляется квасный и соленый хлеб. Праздники и посты сходны с уставом Яковитской церкви.
Назад | Содержание | Вперед |