Вз 5. Армяно-Григорианская церковь
По преданию первыми благовестниками веры Христовой в Армении были святые апостолы Фаддей и Варфоломей в I веке. Массовая же христианизация армян была проведена епископом Григорием Просветителем (IV в.), который получил образование в Антиохии Каппадокийской. Святитель Григорий исцелил от тяжелой болезни армянского царя - язычника Тиридата, который, уверовав во Христа, в 301 году объявил христианство официальной государственной религией. По желанию царя Григорий принял сан епископа в Кесарии Каппадокийской и стал главой Армянской церкви в Антишате на Евфрате. В это время Армянская церковь была митрополией Кесарийской церкви.
При епископе Исааке Великом (390-440 гг.) образовалась Армянская национальная церковь. Было основано много церквей, монастырей и народных школ. Благодаря ученому святому Месропу, составившему армянский алфавит, началось развитие национального языка и богослужебной литературы. Он же начал переводить Священное Писание на армянский язык.
Армянская церковь отделилась от Православной церкви, в связи с неточным переводом армянскими учителями с греческого на армянский язык догматической формулы Халкидонского собора. Кроме этого, прибывшие в Армению монофизиты распространяли ложную информацию о том, что в Халкидоне была восстановлена несторианская ересь. В следствие этого на соборе в Эчмиадзине в 491 году армяне приняли эмотикон императора Зенона (476-491 гг.), содержащий согласительное вероопределение между православными и монофизитами, а в 536 году на соборе в Тиве осудили постановления Халкидонского собора.
Таким образом, отпав от союза с Православной церковью, Армянская церковь образовала из себя не столько еретическое в строгом смысле слова, сколько раскольническое вероисповедное общество, так как в учении о двух естествах во Христе армяне были согласны с вероучением Халкидонского Собора.
Об этом свидетельствует тот факт, что в 862 году армянский католикос Захария в послании к Константинопольскому патриарху Фотию признал Халкидонский Собор. Также принял вероопределение этого Вселенского Собора и католикос Нерсес в 1179 году. Однако, несмотря на это Армянская церковь не отказалась от своих своеобразных словесных выражений о естествах в Лице Иисуса Христа.
За весь многовековой период своего существования Армения с V по XIX века подвергалась опустошительным завоеваниям персов, арабов, византийцев, турок-сельдьжуков, монголо-татар, турок-османов.
Из-за постоянных набегов иноверных Верховный Патриарх-Каталикос, вынужден был менять местопребывание своих кафедр, которые находились в Аштишате, Вагаршапате, Двине, Ахтимаре, Каминте и Сисе.
С 1441 года постоянной резиденцией католикоса стал монастырь Эчмиадзин. Следует отметить, что в годы русско-персидских и русско- турецких войн первой половины XIX века многие армяне эмигрировали в Россию, где имели возможность строить себе храмы и совершать богослужение.
С 1828 года при католикосе в Эчмиадзине существует Синод, который избирает на кафедру двух кандидатов. В настоящее время в Армянской церкви высшей властью обладают два католикоса и два Патриарха, возглавляющие всю армянскую паству в различных странах мира. Согласно церковным традициям верховным католикосом считается тот, на которого при интронизации возлагается на голову рука от святых мощей святого Григория. Кроме этого обряда 12 архиереев также возлагают свои руки на голову интронизируемого и совершают миропомазание.
Эчмиадзинский католикос имеет первенство чести и власти рукополагать патриахов в Константинополь и Иерусалим для окормления армянской диаспоры. При католикосе, кроме Синода, действует монастырский совет и издательский комитет. В юрисдикции Верховного Католикоса находятся епархии: Араратская (Ереван), Ширакская, Грузинская (Тбилиси), Азербайджанская (Баку), Северо-Кавказская и Российская (Москва). За рубежом - 12 епархий и представительства в Лондоне, Милане и Вене. В Эчмиадзине есть академия и семинария.
Второй армянский Киликийсий католикос имеет кафедру в Ливане в Анталиасском монастыре (близ Бейрута). В его юрисдикцию входят: Ливанская, Сирийская и Кипрская епархии. Имеются также три монастырские школы: в Бейруте, Латтаке и Дамаске.
В настоящее время в юрисдикцию Эчмиадзина входят два патриархата: Иерусалимский, основанный в 1311 году, и Константинопольский, основанный в в 1307 году. Католикос Армянской церкви является их духовной главой. Он носит перстень, рукополагает епископов, освящает миро и имеет право вето при рассмотрении бракоразводных дел. Вторую степень священства представляют священники - богословы (вердапеты), наделенные правом проповедовать и управлять особыми церковными округами. Затем следуют по чину протоиереи, священники, диаконы - женатые или целибаты. С XIII века введено безбрачие епископата.
Армянская церковь признает первые три Вселенских собора, Никео- Цареградский Символ Веры без filioque, крещение через троекратное погружение и миропомазание. Евхаристия совершается на оресноках, вине без добавления воды. Причастие преподается под обоими видами. Таинство Исповеди совершается как и в православных церквях. Таинство священства совершается возложением на главу рук епископа с призыванием Святого Духа.
В настоящее время литургия совершается по чину святителя Василия Великого с некоторыми особенностями вследствие сирийского влияния. Авторы богослужебных книг - святитель Григорий Просветитель, Нерсес Великий (IV в.), Маштон, Иоанн Мантакуни и Моисей Хоренский (V в.), которые составили основные молитвословия и песнопения Служебника и других церковных сборников.
Суточный круг богослужения как и у православных. За богослужением применяются музыкальные инструменты: цинга (два медных диска для ударения) и рипиды с подвешенными колокольчиками. В Эчмиадзине пение сопровождается органом.
Церковный год у армян начинается с 1 декабря. Праздники бывают подвижные и неподвижные, Господние и Богородичные. Двинский Собор (525 г.) установил соблюдать одну седмицу поста в месяц. Соблюдаются посты пред Богоявлением, Пасхой (48 дней), Успением (5 дней). Еженедельными постными днями являются среда и пятница.
Христология Армянской церкви содержится в ее «Исповедании», где основной акцент делается на единство во Христе двух природ: божественной и человеческой.
Назад | Содержание | Вперед |