4.3. Компетенция в сфере местного самоуправления
Компетенцию в сфере местного самоуправления необходимо рассматривать в двух аспектах:
1) компетенция (предметы ведения и полномочия) самого местного самоуправления);
2) полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.
К компетенции местного самоуправления относятся следующие вопросы:
- вопросы местного значения;
- вопросы, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
- вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления.
Ст. 2 Закона 2003 года дает два критерия квалификации вопросов местного значения: материальный - вопросы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и формально-юридический - они должны быть отнесены к вопросам местного значения Конституцией РФ и законом 2003 года.
Каждый тип муниципального образования решает свой круг вопросов (ст. 14 - 16 Закона 2003 года). Если прежде предметы ведения муниципального образования должны были разграничиваться законами субъектов, то в настоящее время их исчерпывающий перечень закреплен федеральным законом. Закон 2003 года исходит из принципа субсидиарности: в ведение муниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно. Участие субъекта РФ в определении круга вопросов местного значения практически исключено. Их перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в Закон 2003 года (ст.18 Закона 2003 года).
Решение всего перечня вопросов местного значения обязательно для муниципального образования. Это правообязанности муниципального образования, реализация которых должна происходить в рамках местных бюджетов.
Закон 2003 года в первоначальной редакции исходил их принципа закрытости перечня вопросов местного значения. Органы местного самоуправления были не вправе включаться в решение вопросов за рамками установленного перечня вопросов местного значения и переданных им в законном порядке отдельных государственных полномочий. Очевидно, что это не только прямо противоречило принципу субсидиарности, но и пресекало для муниципальных образований возможность принимать на себя решение тех вопросов, которые актуальны для населения, но не предусмотрены в списках предметов ведения государства и муниципалитетов.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ в Закон 2003 года введены дополнительные статьи 14.1, 15.1, 16.1. Они определяют права органов местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (например, создание музеев муниципального образования, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству и др.) Дан конкретный перечень этих вопросов (в зависимости от вида муниципального образования), и эти вопросы муниципальное образование вправе решать за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Кроме того, за счет собственных доходов (за исключением меж- бюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) они вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Закона 2003 года), если это участие предусмотрено федеральными законами (ч. 4, ч. 4.1, ч. 5. Закона 2003 года). Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Закона 2003 года, могут содержать положения: предусматривающие порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении этих государственных полномочий в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. При осуществлении таких государственных полномочий органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Однако органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На практике это привело к тому, что контролирующие органы стали требовать от муниципальных образований выполнения государственных полномочий (например, по ведению капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.), но уже без необходимости соблюдения процедур, установленных статьями 19-21 Закона 2003 года, т.е. без государственного финансирования.
Вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, муниципальные образования вправе решать за счет собственных средств.
Законом 2003 года решен вопрос о соотношении полномочий органов местного самоуправления муниципального района и поселения, как муниципального образования, входящего в состав муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона 2003 года органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;
7) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
8) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;
9) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
10) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
11) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
12) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
По решению вопросов местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения некоторых вопросов местного значения поселений (например, участие в профилактике терроризма и экстремизма, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования и др.)
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ в Закон 2003 года была введена ст. 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления». В соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» главам местных администраций городских округов и муниципальных районов вменяется в обязанность ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети «Интернет», а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.
Данная мера должна стимулировать муниципальные образования в достижении наиболее эффективного использования бюджетных средств, поскольку на основе показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны определяться размеры грантов муниципальным образованиям, выделяемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта РФ с учетом региональных особенностей в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Согласно распоряжению Правительства РФ от 11 сентября 2008 года № 1313-р в соответствии с установленным субъектом РФ порядком гранты могут предоставляться как за достижение наилучших значений показателей в отдельных сферах деятельности органов местного самоуправления (гранты в сфере образования, здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства и других сферах), так и за достижение наилучших значений показателей комплексного социальноэкономического развития.
Назад | Содержание | Вперед |