§ 4. Классификация конституций
Классификация конституций означает их разнесение по различным классам на основе сходства композиционного материала многих конституций, круга вопросов ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов. Классификация позволяет ориентироваться в многообразии конституций, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры. Она также ведет к более четкому оформлению наших знаний о конституции.
Форма конституции. Это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Так, единым и единственным конституционным актом является Основной закон Германии, Конституция Испании и др. Напротив, Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов - формы правления 1974 года; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года.
Если конституция представляет единый писаный акт, то её определяют как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции, в зависимости от степени кодификации, можно подразделить на развернутые (например, греческая) и неразвернутые (конституции США и Франции).
Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные, включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично состоят из обычаев и доктринальных толкований. Такой является Конституция Великобритании. Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, то есть статуты. Судебные прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.
Способ принятия конституции. В целом ряде случаев конституция вырабатывается учредительным собранием (обычно именуемым конституантой). Это выборный орган, который имеет главной и единственной целью создание конституции. В литературе встречается деление учредительных собраний на суверенные - окончательно принимающие конституцию (Конституция Индии 1950 г.) - и не суверенные, которые вырабатывают лишь текст конституции, затем утверждаемый иным способом, чаще всего референдумом.
Значение использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно разработанной и принятой парламентом, а другое - когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в недрах правительственных структур.
Наименее демократичный из способов принятия конституции - это октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства - монархом. К числу октроированных следует отнести Акт о Британской Северной Америке - Конституцию Канады (1867 г.): в 1901 году подобным образом был создан Австралийский Союз. К числу октроированных можно отнести и «конституцию» России 1906 года.
Изменение конституций. Каждая конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил может, а порой и 66 должна быть изменена. В этом нет проблем, когда речь идет об изменениях в так называемых гибких конституциях, что достигается путем принятия обычного закона.
Сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституции имеет целью обеспечить её стабильность. Чаще всего изменения такой конституции обусловлены установлением требования квалифицированного большинства в парламенте. Есть и иные способы обеспечения жесткости конституций. Такой особый порядок, например, принят в США (принятие федеральным Конгрессом или Конвентом и одобрение легислатурами или конвентами штатов), а также в Японии при изменении Конституции 1947 года (принятие поправок Парламентом и одобрение народом на референдуме или вновь избранным Парламентом).
По времени действия конституции разделяются на ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Постоянные конституции действуют в подавляющем большинстве современных государств. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. Например, в Польше принятию постоянных конституций предшествует принятие так называемых «Малых конституций». Это польская традиция. Так, принятию Конституции 1921 года предшествовало принятие Малой Конституции 1919 года; Конституции 1952 года - Малой Конституции 1947 года; Малая Конституция 1992 года действовала до принятия Конституции Польши 1997 года.
По оформлению политического режима конституции делятся на демократические и авторитарные.
По форме правления - на монархические и республиканские.
По форме государственного устройства - на федеративные и унитарные. В свою очередь, в федеративных государствах конституции можно подразделить на федеральные и конституции субъектов федерации.
По характеру отражения действительности конституции могут быть фиктивными и не фиктивными. «Фиктивна конституция, - говорил В.И. Ленин, - когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся». Смысл этого положения в том, насколько точно конституционные предписания соответствуют реальной власти. Расхождение между фиктивной и нефиктивной конституцией это обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия конституции.
Структура конституции: конституция, как правило, включает преамбулу (вводную её часть), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения. Нередко включается приложение. В целом ряде государств конституционные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в конституцию, размещаются вслед за основным текстом и имеют самостоятельное значение.
Назад | Содержание | Вперед |