2. Особенности правового регулирования отдельных видов использования земель специального назначения
Особенности правового режима земель промышленности. Под промышленными предприятиями, как основными субъектами земельных правоотношений на землях специального назначения, понимаются предприятия, обязательным элементом деятельности которых является переработка сырья (перерабатывающие предприятия) или разработка недр (добывающие предприятия).
Однако всем этим предприятиям присущи особенности в правовом режиме использования земель, выражающиеся в том, что:
а) поскольку деятельность предприятий представляет собой источник повышенной опасности для окружающих, при размещении предприятий, а также сооружений и иных объектов применяется предварительный разрешительный порядок строительства этих объектов. В частности, определение мест строительства производится в соответствии со ст. 41 Закона об охране окружающей природной среды и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” при положительном заключении специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, санэпиднадзора и решении органа местного самоуправления;
б) в связи с тем, что строительство и размещение предприятий затрагивает интересы населения, в необходимых случаях предварительное решение о строительстве должно быть основано на разрешении населения, которое принимается на референдуме или по результатам обсуждения (п. 2 ст. 41 Закона об охране окружающей природной среды);
в) поскольку обычным (естественным, эмпирическим) способом определить степень экологической, социальной и иной опасности от размещения предприятия невозможно, проекты строительства и размещения предприятий должны проходить государственную, а при необходимости и общественную экспертизу (п. 2 ст. 42 Закона об охране окружающей природной среды; ст. ст. 18, 29 Градостроительного кодекса РФ);
г) экологическая и социальная безопасность предприятия обеспечивается утвержденными в установленном законом порядке природоохранительными, санитарными, строительными нормами и правилами, а также правилами, обеспечивающими необходимую охрану труда. Поэтому строительство предприятий и всех его сооружений должно осуществляться в точном соответствии с этими правилами (п. 1 ст. 43 Закона об охране окружающей природной среды, ст. 14 Кодекса законов о труде РФ, ст. 10 Градостроительного кодекса РФ)1.
Если же возникает потребность в изменении утвержденного проекта строительства предприятия или стоимости проектных работ, то это изменение не должно осуществляться в ущерб экологической безопасности (п. 2 ст. 43 Закона об охране окружающей природной среды).
Перечисленные требования закона к размещению и строительству предприятий обеспечены к исполнению существенными правовыми мерами; если они нарушаются, то это влечет за собой приостановку работ с одновременным прекращением их финансирования соответствующими учреждениями банка (п. 4 ст. 43 указанного Закона).
Эти требования должны быть выполнены полностью, поскольку п. 2 ст. 44 указанного Закона запрещает ввод в эксплуатацию предприятия, если выполнены не все работы, предусмотренные проектом, которые должны обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия.
Особенности правового режима земель транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автовокзалами, вагонными и иными депо, административными зданиями, речными и морскими вокзалами и т. д.
В отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществлять как землепользование, так и недропользование, например, метрополитены, станции которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали — в недрах земли, под ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей с охранными зонами на поверхности земли.
Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими, регулируется нормами земельного, горного, административного и других законодательств, что накладывает определенную специфику.
Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представляют собой “ленточное” землепользование, то есть протяженное на значительном расстоянии, при этом автотранспортные и железнодорожные средства являются источником повышенной опасности, особое внимание уделено правовому режиму охранных зон и охране транспортных магистралей.
Рассмотрим, как урегулирован законодательством правовой режим земель железнодорожного транспорта. Основной нормативной базой такого регулирования является Федеральный закон от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте”, Транспортный устав железных дорог — Федеральный закон от 8 января 1998 года № 2-ФЗ, а также ведомственные акты, в частности Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода, утвержденная Министерством путей сообщения СССР 30 января 1963 года.
В соответствии с Федеральным законом “О федеральном железнодорожном транспорте” (ст. 5) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Это земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Под полосой отвода понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категорий железных дорог. Так, для дорог первой категории она устанавливается 28 м, для дорог второй категории — 24 м, третьей категории — 23 м, узкоколейных железных дорог — 20 м. При прохождении трассы по сельскохозяйственным угодьям или в пределах населенных пунктов допускается уменьшение ширины полосы отвода по согласованию с органами управления железнодорожного транспорта.
Субъектами права пользования землей в системе железнодорожного транспорта являются региональные отделения железных дорог. Временно не занятые участки полосы отвода могут предоставляться ими во временное пользование другим субъектам для погрузо-разгрузочных работ, складирования грузов и т. п., а также в качестве служебных наделов работникам железнодорожного транспорта.
С целью охраны железнодорожного полотна от снежных и песчаных заносов, оползней и других целей вдоль полосы отвода устанавливаются специальные охранные зоны, для которых вводятся особые условия землепользования. К таким зонам относятся:
а) участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости железнодорожных сооружений;
б) прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 м в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки леса, кроме рубок ухода и санитарных рубок;
в) прилегающие к железным дорогам полосы подвижных песков, на которых запрещается выпас скота и уничтожение растительности;
г) участки для столбовой линии связи, автоблокировки или линий электропередачи1.
К землям автомобильного транспорта относятся участки, занятые, во-первых, полотном дороги и примыкающими к нему объектами дорожной обстановки (мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т. п.), обслуживающие дорожное хозяйство, а во-вторых, занятые сооружениями и устройствами по обслуживанию автотранспорта (АЗС, пункты техобслуживания, грузовые площадки и т. д.).
По своему значению и по субъектам управления автомобильные дороги общего пользования делятся на федеральные, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Для каждой категории автомобильных дорог на всем их протяжении выделяются полосы отвода, а для федеральных автомобильных дорог общего пользования — еще и придорожные полосы.
Рассмотрим вначале порядок выделения и использования земель полос отвода. Этот порядок установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1962 года № 1255, утвердившим Инструкцию о порядке отвода и использования земель полосы отвода для автомобильных дорог.
В зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог: для дорог первой категории — 32 м; для дорог второй— пятой категорий, соответственно, — 28, 22, 19 и 18 м.
При прохождении трассы дороги по особо ценным сельскохозяйственным угодьям ширина полосы отвода может быть уменьшена до минимально возможной. Эти земли отводятся в постоянное пользование.
Правовой режим использования федеральных автомобильных дорог определен Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 “О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования” и изданным в его исполнение постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 “Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования”.
В соответствии с названными нормативными актами придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования — это прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 м каждый, считая от границы полосы отвода.
В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:
— для автомобильных дорог четвертой и третьей категории — 50 м;
— для автомобильных дорог второй и первой категории — 75 м;
— для подъезда к столицам республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тыс. чел., — 100 м;
— для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс. чел., — 150 м.
Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения. Так, в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и объектов дорожного сервиса.
Размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Правовой режим земель водного транспорта. В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько отличается.
К землям морского транспорта относятся земли:
— под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и другими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями;
— под судостроительными и судоремонтными заводами и базами, маяками и обслуживающими их территориями.
Правовой режим использования этих земель регулируется рядом нормативных актов, в частности, Положением о землях, предоставленных транспорту, утвержденным ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 года, Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 года и др.
Земельные участки для указанных целей предоставляются в соответствии со ст. ст. 24—29 ЗК РФ в бессрочное, временное пользование или аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского и речного флотов и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю.
Ведомственное управление землями этой категории осуществляется Министерством транспорта РФ, его департаментами и администрацией портов, заводов, баз.
Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.
Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование в целях:
— устройства подъездных путей, трубопроводов, проездов и других подобных сооружений;
— складирования грузов и устройства складских помещений;
— удовлетворения жилищно-строительных, хозяйственных и культурных нужд рабочих и служащих транспорта;
— обслуживания нужд пассажирского движения.
Такое предоставление земель может иметь место с согласия Министерства транспорта РФ и при условии возмещения расходов по содержанию передаваемых участков.
Строительство на территории портов или на подходах к ним объектов, не соответствующих целевому назначению этих земель, возможно только по согласованию с администрацией портов (заводов, баз) и с органами управления морским транспортом.
К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:
— речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;
— пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;
— судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;
— берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
— объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми и другими помещениями).
Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды. Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 52 и 53 ЗК РФ.
В соответствии со ст . 20 Водного кодекса РФ на внутренних водных путях (вне городских поселений) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной 20 м, которая предназначена для общего пользования. Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств.
На береговой полосе разрешается также:
— устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;
— хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;
— устройство временных зимовочных помещений, а также механической тяги судов;
— хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
Правовой режим воздушного транспорта определен в Положениях о землях, предоставленных транспорту, и Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 года.
К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые как непосредственно объектами воздушного транспорта, так и обслуживающими их сооружениями и постройками:
— аэропортами, включая аэродромы и обособленные сооружения (объекты управления воздушным движением, радионавигации и т. п.);
— вертолетными станциями, включая вертодромы;
— служебно-техническими территориями со всеми зданиями и сооружениями, обеспечивающими нормальную работу воздушного транспорта;
— ремонтными заводами гражданской авиации, испытательными полигонами, складскими помещениями, базами;
— жилыми, служебными, культурно-бытовыми и иными постройками и сооружениями обслуживающего характера.
Земельные участки предоставляются, как правило, в бессрочное пользование предприятиям и организациям воздушного транспорта в соответствии с проектной документацией или установленными нормативами.
Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории и полосы воздушных подходов. Различают три типа таких зон с особым правовым режимом землепользования.
В первой зоне (шириной до 10 км от границ аэродрома) запрещается строительство без согласования с органами гражданской авиации зданий и сооружений, воздушных линий связи, линий электропередачи и других сооружений.
Вторая зона имеет ширину от 10 до 30 км от границ аэродрома. В ее пределах согласовывается строительство лишь тех объектов, абсолютная отметка верхних точек которых превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м.
В третьей зоне (шириной от 30 до 75 км от границ аэродрома) согласованию подлежит строительство любых объектов высотой 200 м и более. В случае нарушения требований соответствующие объекты подлежат сносу без возмещения их стоимости.
Кроме того, на землях, прилегающих к аэродромам в радиусе 15 км, запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, на которых возможно массовое скопление птиц, что опасно для полетов воздушных летательных аппаратов.
Правовой режим земель трубопроводного транспорта. Под этим видом транспорта понимаются магистральные трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка (перекачка) сырья, воды или продукции. Основным нормативным актом, определяющим правовой режим земель данной категории, являются “Нормы отвода земель для магистральных трубопро- водов“, утвержденные Госстроем СССР 30 марта 1973 года.
Земельные участки для нужд, связанных с трубопроводным хозяйством, предоставляются для размещения:
— подземных трубопроводов (рытье траншей, укладка извлеченного грунта, проход землеройной и другой техники);
— запорной арматуры, перекачивающих станций и иной стационарной техники.
В первом случае земельные участки (полосы) предоставляются во временное пользование (на период строительства). Во втором случае они предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Ширина полос земли, отводимых во временное пользование для строительства (закладки) одного магистрального подземного трубопровода, устанавливается в зависимости от диаметра трубопровода и категории земель, по которым прокладывается трасса трубопровода. Так, для трубопровода диаметром до 426 мм включительно ширина полосы отвода на сельскохозяйственных угодьях составляет 20 м, а на землях несельскохозяйственного назначения — 28 м; для трубопроводов диаметром от 1220 до 1420 мм ширина полосы отвода на сельскохозяйственных угодьях составляет 32 м, а на землях несельскохозяйственного назначения — 45 м1.
Охранительную функцию земель транспорта во многом выполняют нормы административного права. Можно выделить следующие направления охранительного режима:
а) запреты совершать переходы, переезды, перевозки имущества в не установленных для этого участках дорог, например, нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути (ст. 103 КоАП);
б) запреты осуществлять хозяйственную деятельность в охранительных полосах транспортных магистралей. Наказывается, в частности, выпас скота вблизи железнодорожных путей (ст. 103 КоАП), распашка участков, полос травы и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами (ст. 132 КоАП), возведение в зонах охраны трубопроводов любых построек и сооружений (ст. 135 КоАП);
в) запреты совершать иные действия, могущие нанести вред использованию транспортным средствам. Например, влечет административную ответственность устройство в районе аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов (ст. 105 КоАП);
г) установление обязанностей для ответственных лиц по содержанию транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответственности за их неисполнение. Так, подлежат административному взысканию виновные должностные лица за невыполнение обязанностей по устройству, ремонту и регулярной очистке пешеходных дорожек и пешеходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования (ст. 133 КоАП);
д) установление ответственности за определенные виды поведения в зоне транспортных магистралей. Например, влекут административную ответственность такие нарушения, как повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, также умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия (ст. 131 КоАП)1.
Правовой режим земель, предоставляемых под высоковольтные электрические линии и линии связи. Система электрических линий и линий связи состоит из воздушных (надземных) линий и подземных (подводных) кабелей. В единые электрические объекты или объекты связи входят также опоры воздушных линий, здания, дороги, специальные сооружения и устройства по обслуживанию линий и кабелей.
Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований и полей севооборотов.
Субъектами права на землю являются предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное), так и во временное пользование (на период строительства).
Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земель.
Ширина зон устанавливается различной в зависимости от вольтажа электрических линий и от местности прохождения линий. Так, вдоль линий электропередачи напряжением 1000 Вт ширина полосы равна расстоянию между проекциями крайних проводов на землю плюс 2 м с каждой стороны; вдоль подземной кабельной линии — по 1 м от кабеля.
Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи напряжением более 1000 Вт устанавливаются шириной от 10 до 30 м при увеличении вольтажа от 20 до 400 кВт. При прохождении линии электропередачи в лесистой местности ширина просеки зависит также и от высоты деревьев. При средней высоте леса менее 4 м ширина просеки устанавливается равной расстоянию между проекциями на землю крайних проводов и плюс по 2 м от них в каждую сторону. При средней высоте леса более 4 м ширина просеки устанавливается как расстояние между проекциями крайних проводов плюс по 3 м с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев.
Ширина охранных зон вдоль подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикации устанавливается в виде полосы шириной 4 м для кабельной линии и как расстояние между проекциями крайних проводов на землю плюс по 2 м в каждую сторону от них.
В пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается:
— осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные и детские площадки, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;
— устраивать причалы для стоянки судов и иных плавучих средств, производить погрузочно-разгрузочные работы и землечерпальные работы, бросать якоря, выделять рыбопромысловые участки и производить добычу рыбы придонными средствами лова, устраивать водопои, заготовку льда;
— устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих высоту с грузом более 4,5 м от поверхности дороги, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов;
— производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин;
— производить любые действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей или повлечь за собой их повреждение: влезать на опоры, приставлять или привязывать к ним посторонние предметы, устраивать свалки, разводить огонь вблизи вводных устройств, открывать помещения электрических сооружений и т. п.
Нарушение правил охраны линий и сооружений связи наказывается в административном порядке (ст. 139 КоАП), а если это нарушение повлекло за собой повреждение кабельной линии междугородной связи с перерывом связи, то наказание наступает в уголовном порядке.
Библиографический список
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.). Ст. ст. 52, 53, 83, 88.
Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. “Об иностранных инвестициях в РСФСР” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Закон РФ от 14 июля 1992 г. “О закрытом административно-территориальном образовании” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
Федеральный закон РФ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
Воздушный кодекс РФ. Федеральный закон РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ “Транспортный устав железных дорог Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 218.
Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ “О государственном регулировании развития авиации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 “О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3065.
Указ Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 728 “О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3066.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. Ст. 2396.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 “Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования” // Российская газета. 1998. 10 дек.
Правила охраны магистральных трубопроводов. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 г. № 341. (В ред. Постановления Совета Министров СССР от 24 декабря 1981 г. № 1241) // Собрание постановлений СССР. 1982. № 4. Ст. 52.
Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вт. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255 // Собрание постановлений СССР. 1984. № 9. Ст. 53.
Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений. Утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 5 марта 1969 г. // Собрание постановлений РСФСР. 1969. № 7. Ст. 31.
Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г. В. Чубукова; М.: Новый Юрист, 1998. 544 с.
Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 1997. 408 с. Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение“ / Под ред. В. В. Петрова; М.: Зерцало, 1997. 300 с.
Назад | Содержание | Вперед |