§ 1.2.3. Роль детства в становлении внутренней мотивации
Исследуя проблемы формирования внутренней мотивации, большинством психологов отмечается, что ребенок должен испытывать чувство уверенности в себе, отсутствие тревоги по поводу неудовлетворенных биологических потребностей, а главное - он должен знать, что он любим, что он находится в безопасности. Необходимо освободить ребенка от страха, не наказывать за неудачу, помня, что сама неудача служит для него наказанием, не сковывать его самостоятельность. В семье должны присутствовать образцы внутренне мотивированного поведения. Степень сложности заданий, которые мы даем ребенку, должна соответствовать его возрасту и возможностям. Задания не должны быть ни безысходно трудными, ни чрезвычайно легкими.
Рассмотрим несколько подробнее эксперименты по воспитанию самостоятельности, описанные в работе Х. Хекхаузена.
Работа Уинтерботтом (1958) о взаимосвязи раннего воспитания самостоятельности в семье и силы мотива достижения породила множество исследований, но ясность по данному вопросу до сих пор отсутствует. Иногда в других экспериментах результаты не повторяются. В эксперименте участвовали 8-летние мальчики и их матери. Изучалась центрированная на ребенке самостоятельность, т.е. автономия в выборе и осуществлении деятельности, а не «рутинная» самостоятельность. У сильномотивированных детей матери ожидали выполнения требований самостоятельности в более раннем возрасте. Но уже повторное исследование не показало связи между возрастом, с которого прививается самостоятельность, и силой мотива. Более того, были получены и противоположные данные. В общем, можно предположить (и еще в 1965 Верофф высказывал такую догадку), что решающим моментом является не срок прививания самостоятельности, а соответствие требований, предъявляемых к самостоятельности, уровню развития ребенка. Несколько позже действительно было показано, что средний срок воспитания самостоятельности связан с более сильной ориентацией на успех и более слабой на неудачу. Кроме того, у детей сверхтребовательных матерей была более выражена мотивация на неудачу (Хекхаузен, Мейер, 1972). Была выдвинута гипотеза, согласно которой при раннем предъявлении требований ребенок связывает неудачу с недостатком способностей, т.е. с личностным фактором.
Исследовалось также влияние стилей воспитания на мотивацию достижения. Было показано, что стили воспитания, имеющие отношение к достижению, особенно отчетливо выражаются в реакциях родителей на интенсивное или недостаточное стремление ребенка к достижению в ситуации, когда ребенку предстоит трудная задача и в ситуации успеха-неудачи при решении задач различной трудности.
В общем, были получены следующие результаты. Более сильный мотив достижения был:
• когда успех поощряется похвалой;
• когда неудача вызывает нейтральную реакцию;
• когда к ребенку предъявляются высокие требования.
Есть основания не доверять этой простоте. Например, в общей обстановке дружелюбия осуждение при неудаче теряет негативный эффект.
Реакции родителей могут служить не подкреплением, а источником информации о стандарте, по которому оценивается успех. Например, если ребенка часто хвалят при самых незначительных успехах, он может посчитать, что мать считает его малоспособным. И наоборот, неодобрение при неспособности справиться с трудной задачей и отсутствие похвалы при её решении говорят о высоком мнении о способностях ребенка. Упреки могут радовать, а похвала огорчать.
Райф обнаружил, что матери детей, ориентированных на успех, предъявляли положительные санкции вдвое реже.
Уровень родительских стандартов важнее для старших детей. Для них также важен уровень эмоциональной включенности родителей в их деятельность. Для младших же детей важным аспектом является характер подкреплений.
Выявлено также влияние средовых факторов на формирование внутренней мотивации (например, помещали ли ребенка в детстве в манеж, был ли у него велосипед). Что касается соотношения стимуляции от домашней обстановки (бедной или богатой) и телевизионных передач, то здесь существует «обратная» зависимость.
Благоприятной считается такая констелляция средовых переменных, которая обеспечивает сочетание ненавязчивого давления со стороны родителей с высокой насыщенностью среды побуждающими факторами.
Назад | Содержание | Вперед |