1. Государство Ямато. Клан Сога
Из изученных обитателей японских островов наиболее древними считаются предки современных айну. Некогда ими был заселен весь архипелаг. Постепенно айну оттеснились на север неоднократно переселявшимися на острова корейцами, китайцами, различными монголоидными маньчжуро-тунгусскими племенами.
Во второй половине IV в. некоторые кланы, добившись превосходства над соседями или объединившись с ними, создали в провинции Ямато государство. От этой провинции и пошло первоначальное название страны.
С образованием государства местные вожди стали рассматриваться как представители центральной власти. Вместо «приношений» общинники стали платить вождям-старейшинам оброк — зерном и продукцией ремесла. Появилась обязанность производить строительные и ирригационные работы.
Правитель являлся, прежде всего, сакральным вождем. Он возводил свою родословную к главной богине синто Аматэрасу, символу единства режима Ямато. Верховный правитель носил титул «тэнно» (император). Резиденции императоров Ямато с середины VI в. располагались в Асука (пров. Ямато).
Среди наиболее важных кланов были Накатоми и Имибэ, прослеживающие свое происхождение от богов. Следующими по значению были военные кланы Отомо и Кумэбэ. Другой военной группой были Мононобэ.
Это были все свободные люди, называемые рёмин, или «добрые люди». Остальные, кто не имел семейного имени, считались сэммин, или «низкими людьми». Эта категория включала в себя членов сельскохозяйственных и ремесленных гильдий (бэ) и рабов (якко). Члены гильдий были лишь полусвободными. Их служба или занятие были, как правило, наследственными, и они жили за счет труда на благо правящих слоев общества.
Из общины выделяются собственные владения родовой знати. На ее полях работали подневольные землепашцы из числа обедневших общинников или корпорации несвободных.
Ямато контролировало значительную часть о. Хонсю. Большая же часть остальной территории Японии оставалась под контролем племенных союзов, именовавшихся удзи («семья», «клан»).
Утверждение государственных отношений сопровождалось упорной и длительной борьбой кланов за главенство в племенном союзе. После серии интриг, короткой, но кровавой гражданской войны, к власти пришли Сога. В 592 г. они убили верховного правителя и посадили на престол императрицу Суйко. Регентом при правительнице стал принц Сётоку-тайси (572—621 гг.).
Сётоку-тайси является одной из крупнейших фигур в японской истории. Именно он стал основоположником буддизма в Японии. В 603 г. Сётоку установил для знати иерархический «Табель 12 рангов». Каждому рангу соответствовала определенного цвета шапка. В 604 г. принц издал свод законов, или «Предписаний».
Во времена «Предписаний» Сётоку-тайси государство состояло из клановых групп, находившихся в нестабильном равновесии. Политическая история Японии на протяжении многих столетий складывается из борьбы кланов за господство.
Помимо владений вождей великих кланов, вся заселенная территория в Японии принадлежала землевладельцам разной степени значимости. Тем не менее центральная власть постоянно утверждала концепцию, что провинциальные магнаты владеют и управляют своими территориями как представители или даже чиновники императора.
Исконные верования японцев сложились еще на родоплеменной стадии. В их основе находилось обожествление и почитание духов (ками), сочетавшееся с культом предков и мифологическими представлениями (синто).
Назад | Содержание | Вперед |