2. Клан Фудзивара

  В 645 г. противники Сога объединились и совершили государственный переворот, получивший название «переворот Тайка» (букв. «Великие перемены»). Верховную власть в стране вместе с великим богатством и почестями получил Кама- тари Фудзивара. Императором при нем стал Котоку. В Японии установилось централизованное государство.
  В 646 г. император издал эдикт из четырех коротких статей. Он получил название «Тайка», или «Великие Реформы». Тэнно был наделен обширной властью и обожествлен. Прежние наследственные звания родоплеменной знати ликвидировались. Знатные люди получили места в имперской администрации. Места давались не по экзаменам, как в Китае, а по влиятельности клана.
  Для управления государством был создан обширный аппарат. Он состоял из центральных органов (верховного государственного совета и подчиненных ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников). Страна была разделена на провинции (куни) и уезды (кори).
  Вся земля объявлялась собственностью государства. Население превратилось в держателей государственных наделов по китайской системе «передела полей». Размер земельных держаний знати зависел от титула или занимаемой должности. К наделам знати приписывались крестьянские дворы. Основная масса населения — крестьяне — получала подушные наделы.
  Крестьяне были обложены зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несли повинность на общественных работах в течение определенного числа дней в году. Формально они не были лишены личной свободы, но в то же время не имели права покидать свои наделы, то есть оказывались фактически прикрепленными к земле.
  Другая форма раннегосударственного землевладения — частная вотчина сёэн, сложилась одновременно с надельной системой. Первоначальный сёэн возник в результате поднятия нови или осушки земель. В частных вотчинах основной податной единицей была относительно состоятельная крестьянская семья.
  Основные принципы сложившегося раннегосударственного строя были юридически закреплены в 702 г. в первом японском своде «Законов Тайхо» («Тайхорё»).
  Верховным правительственным органом стал Великий Совет Государства (дадзёкан). Его возглавлял канцлер, который опирался на двух государственных министров и восемь министерств.
  В 710 г. была построена первая постоянная столица, с дворцами, правительственными зданиями, особняками высших чиновников, огромными храмами и высокими пагодами. Это был город Нара, олицетворяющий пору расцвета японской цивилизации.
  Становление бюрократического государства требовало создания официальной версии японской истории. Этой задаче отвечали «Кодзики» («Хроника древних событий», 712 г.) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 г.).
  В 784 г. император покинул столицу Нара и переселился в район озера Бива, где стала сооружаться новая столица — Хэй- ан (Киото). Она служила местопребыванием императоров свыше тысячи лет — до 1869 г.
  Не прекращавшееся соперничество кланов привело к укреплению жреческой группировки Фудзивара. К 729 г. Фуд- зивара возвысились настолько, что обязали императоров брать себе жен только из их семейной группы. Во второй половине IX в. представители клана Фудзивара монополизируют наиболее важные должности и начинают фактически править страной с 858 г. в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. — канцлеров при совершеннолетних. Установилось правление регентов-канцлеров (сэк- кан, 888—1068 гг.).
  В связи с экономической и военной слабостью раннего сэккан в 895 г. страна была закрыта для внешнего мира, отношения с Китаем и Кореей прерваны, въезд и выезд запрещены под угрозой смертной казни.
  Утверждение власти дома Фудзивара было связано с переходом от господства государственной формы собственности на землю к господству частной. Эти процессы неизбежно вели к распаду надельной системы. Налоговые переписи свидетельствуют о почти полном исчезновении надельного крестьянства к XI в.
  Преобладающей формой землевладения в Японии со второй четверти X в. становятся средние частновладельческие поместья «сёэн». Они представляли собой замкнутое, изолированное натуральное хозяйство, почти полностью удовлетворявшее все потребности его владельца.
  Важнейшими источниками образования сёэнов являлись целинные земли, угодья, пожалованные императором и правительством, земли, экспроприированные у крестьян за неуплату долга, невозвращение ссуд и тому подобное.
  В X в. возник сёэн коммендационного типа. Местные землевладельцы «преподносили» (коммендировали) свои земли губернатору, а тот в свою очередь часто коммендировал эту землю представителю придворной аристократии. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо — патроном, покровителем вотчины.
  Социальной опорой регентов и канцлеров стало дворянское, самурайское сословие. Слово «самурай» означает «тот, кто служит». Самураи культивировали в качестве высших добродетелей преданность господину и презрение к смерти. Со временем среди самураев сложился своеобразный кодекс воинской чести — бусидо.
  В X—XII вв. в связи с ростом экономической и политической мощи крупных кланов центральная государственная власть, осуществлявшаяся регентами и канцлерами из дома Фудзивара при номинальном правлении императоров, потеряла в стране всякое значение. Император отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Этот период в истории страны именуется правлением экс-императоров и датируется обычно 1068—1167 гг. Социальной опорой экс-императоров являлось самурайство, и прежде всего провинциальное.
  Рассматриваемый период оставил заметный след в истории культуры. Если прежде параллельно существовали китайская и местная культуры, то в Х—XI вв. возникает их синтез — национальная культура Японии, характеризуемая утонченностью, склонностью к самоанализу.

Назад Содержание Вперед