§ 14. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
Современная Россия - самое большое по территории 1 государство мира. Она расположена на востоке Европы и в / северной части Азии и занимает свыше 17 млн кв. км (3/4 от территории бывшего СССР). Население России на 1 ноября 2005 г. составляло 143 млн человек (около 50 % от численности населения СССР), основная часть населения сосредоточена в Европейской части России, почти 3/4 населения страны (73 %) живет в 1092 городах, около 1/4 (27 %) - в сельской местности. Всего на территории России проживают люди 176 национальностей, но основную часть составляют русские (81 %). Основной религией является православие, в меньшей степени распространены мусульманство, католицизм, буддизм и другие верования.
Переходный период. Провал ГКЧП и конец Перестройки в августе, распад СССР в декабре 1991 г. означали победу сторонников либерального пути развития. Наступивший постперестроечный период является переходным от социализма к капитализму и проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либеральнозападного образца.
Россия за последние 100 лет второй раз переживает переходный период: после 1917 г. она переходила от капитализма к социализму, после августа 1991-го - наоборот: к рыночной экономике и капитализму в стадии первоначального накопления и перераспределения собственности. По сути, мы имеем дело со «вторым изданием» капитализма в нашей стране после его бурного развития в пореформенные годы (во второй половине XIX в.).
Если начальная дата этого периода ясна из сказанного выше, то его длительность и время завершения трудно предсказуемы. По- видимому, переходный период можно будет считать завершенным лишь тогда, когда в обществе сложится высокая степень согласия по поводу того, что наш новый капитализм состоялся, является «развитым», продолжает устойчиво развиваться на собственной основе и отвечает основополагающим мировым демократическим стандартам. Пока до этого далеко. Вероятно, достижение стадии «зрелого» капитализма потребует смены поколений.
Если Перестройка начиналась в политической сфере (в «надстройке», как говорят философы), то переходный период на первое место поставил экономические преобразования (в «базисе» общества). Переход к новому этапу российской истории символизировали либерализация цен и приватизация госимущества.
Экономические реформы. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию и культуру. Главной особенностью социальноэкономического развития страны в 1990-е гг. были радикальные экономические реформы (переход от командно-административной системы к рыночной экономике). Руководство России пошло по пути либерального реформаторства, провозгласив в октябре 1991 г. переход к рыночным отношениям.
25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев, уходя в отставку, передал полномочия президенту РСФСР Б. Н. Ельцину. В тот же день Верховный Совет РСФСР утвердил новое название Российского государства - Российская Федерация (РФ), или Россия. Получив всю полноту власти, новое правительство сразу стало проводить радикальные реформы в системе государственного управления (усиление исполнительной власти) и экономики («реформа Гайдара»).
С первых дней 1992 г. российское руководство приступило к проведению радикальной социально-экономической модернизации, пойдя по пути «шоковой терапии». Осуществление реформ было поручено «правительству реформ» во главе с Е. Т. Гайдаром.
Целью радикальных экономических преобразований были полный слом старых командных методов руководства экономикой, переход от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму. Переход совершался форсированно, болезненно, трагически. Были разрушены государство (СССР), единый народнохозяйственный комплекс, военно-промышленный комплекс, советское общество, вера народа в «светлое будущее».
По замыслам реформаторов для системных изменений в экономике России следовало: либерализовать (освободить, отпустить) цены на товары и продукты питания, что обеспечит автоматическое установление их рыночной стоимости и снимет проблему тотального (всеобщего и повсеместного) дефицита на внутреннем рынке; либерализовать торговлю, что ускорит товарообмен и изменит инфраструктуру сбыта; приватизировать государственную собственность, передав ее за определенную плату или безвозмездно в частные руки с целью создания среднего класса (слоя мелких собственников).
Реформа решила несколько задач и прошла в три этапа: на первом этапе (1991-1992 гг.) были определены курс, задачи, проведены либерализация цен, малая приватизация, введена свобода торговли; на втором (октябрь 1992 - июнь 1994 г.) - проведена чековая (ваучерная, большая) приватизация (разгосударствление собственности, передача ее в частные руки); на третьем (с июня 1994 г.) - денежная приватизация. Либерализация цен. Необходимость введения рыночных, освобожденных от государственного регулирования цен была осознана еще руководством СССР. Однако оно не решилось на реформу, опасаясь социальных потрясений.
Радикальные экономические реформы в новой России начались с либерализации розничных и оптовых цен (отказа от государственного контроля и регулирования). Был сделан первый и решительный шаг к рынку. Не произведя демонополизации экономики, не создав основы для конкуренции, правительство России со 2 января 1992 г. «отпустило» цены. Автором введения свободного ценообразования выступил Е. Т. Гайдар, исходивший из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация государственной собственности. Но приватизация началась фактически одновременно с либерализацией цен.
14 января 1992 г. с требованием отставки правительства выступил председатель Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов, аналогичную позицию занял и вице-президент РФ Александр Руцкой. Еще накануне реформы президент России Б. Н. Ельцин 28 октября 1991 г. в своем Обращении к народу на V внеочередном съезде народных депутатов РСФСР (10-17 июля, 28 октября - 2 ноября 1991 г.1) предупредил о предстоящем росте цен в России на 70 %, обещая к осени 1992 г. их стабилизацию. Но реформа привела к шоковому скачку цен, прежде всего, на потребительские товары.
После установления свободных цен на большинство продуктов и товаров к январю 1992 г. цены выросли в 6-8 раз, затем продолжали повышаться.
К концу 1992 г. цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась только в 10-15 раз, т. е. покупательная способность снизилась на порядок. Промышленные цены выросли еще больше. Падение покупательной способности рубля продолжалось все 1990-е гг. и было сравнимо с периодом Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Мгновенно произошло обесценивание денежных накоплений населения. Только прямые потери по вкладам 70 млн россиян составили 500 трлн неденоминированных (500 млрд новых) рублей. Произошло резкое падение уровня жизни. Фактически была проведена принудительная массовая конфискация личных средств населения, которое оплатило реформы из своего тощего кошелька.
В короткие сроки удалось наполнить потребительский рынок необходимыми товарами (в основном импортными), но это обилие во многом существовало за счет ограничения платежеспособности населения. Продолжала раскручиваться инфляционная спираль. В 1992 г. гиперинфляция составляла 2500 %. Ее пытались остановить за счет сокращения социальных программ, задержки выплат бюджетникам, прекращения поддержки нерентабельных производств. Это привело к забастовкам, росла безработица: на конец ноября 1992 г. безработных в России было 1,4 млн человек, рост безработицы только в ноябре этого года составил 16 %. Сокращалось производство: в 1992 г. - на 15 %., за два года объем производства сократился на треть, в военной промышленности - на 60 %.
Самым катастрофическим оказался 1992 г. К лету из-за отсутствия денег неплатежи в промышленности переросли в платежный коллапс. В этих условиях в июле-августе Верховный Совет РФ совместно с Центробанком решили на полную мощь включить печатный станок, предпочитая гиперинфляцию краху государства. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России признал работу «кабинета реформ» и лично Е. Т. Гайдара (15 июня назначенного и. о. председателя правительства РФ) неудовлетворительной.
Новый премьер-министр В. С. Черномырдин, возглавив правительство, подписал 31 декабря 1992 г. Постановление правительства о возобновлении государственного регулирования цен. Российские реформаторы и многие экономисты на Западе расценили эту меру как попытку похоронить переход к рынку в целом и только что начавшуюся приватизацию в частности. Министр финансов Б. Г. Федоров и председатель Госкомимущества А. Б. Чубайс организовали активную кампанию протеста и в правительстве, и в средствах массовой информации. Через три месяца решение В. С. Черномырдина было пересмотрено. Чубайс сам написал постановление об отмене регулируемых цен.
Либерализация цен резко понизила уровень жизни народа, «съела» и так небольшие накопления. Падение рубля по отношению к доллару многократно обесценило национальное богатство страны, обеднило бульшую часть населения и укрепило позиции криминала. Рыночные цены, вопреки предсказаниям Е. Т. Гайдара, не стали стимулом производства. Изменения в экономике носили не положительный, а отрицательный характер. Министры-реформаторы причину этого видели в том, что у руководства страны не хватило политической воли распространить либерализацию цен на стратегические товары: нефть, газ, электроэнергию.
В бедной стране, где малообеспеченные граждане составляют большинство, опасно прибегать в самом начале реформ к резкому ухудшению их материального положения, не предлагая реального выхода из кризиса.
Тем не менее, либерализация цен позволила узкому слою населения накопить капиталы, которые с конца 1994 г. были использованы для проведения денежной приватизации.
Свобода торговли. 29 января 1992 г. президент России Б. Н. Ельцин подписал Указ «О свободе торговли», подготовленный А. Б. Чубайсом и П. С. Филипповым1. Указ разрешил уличную торговлю всем гражданам и организациям (местным властям было запрещено ей препятствовать), положил начало формированию прежде разрушенного потребительского рынка. С одной стороны, он позволил реализовать товарный запас, накопленный кооператорами и отдельными лицами в предыдущие годы, с другой - спас многих от нищеты и голода. В торговлю ушли представители различных профессий, в том числе науки, образования, культуры, с предприятий военно-промышленного комплекса, то есть из тех бюджетных областей, где происходили сокращение персонала, задержки и невыплаты зарплат. Многие из них стали «челноками». Центры городов были забиты ларьками и мелкими торговцами. Люди стали забывать советский феномен магазинных очередей. Свободный импорт с начала 1992 г. также стал катализатором частной рыночной торговли.
Это во многом позволило парализовать крупные социальные конфликты и в целом терпимо воспринять многократный рост цен. Некоторые из тех, кто в 1992 г. начинал с мелкой штучной торговли, к концу 1990х уже владел крупными магазинами и предприятиями.
Свобода торговли была дополнена введением на территории России конвертации рубля (свободного обмена на другую валюту). Его превращение в свободно конвертируемую валюту вызвало массовую «долларизацию» финансовой системы страны. Курс американского доллара стал определителем изменений экономического климата в стране, как градусник Цельсия - показателем температуры.
Приватизация. Практически одновременно (летом 1992 г.) началась приватизация, во многих случаях не подкрепленная необходимыми правовыми актами. Российские демократы считали приватизацию (разгосударствление собственности) ключом к устойчивому росту экономики. Свободный рынок и частная собственность на средства производства должны были стать гарантами эффективности производства, повышения производительности труда и уровня жизни.
Вся концепция перехода к рынку в России основывалась на предположении, что лидирующее положение частного сектора повысит эффективность экономики и ускорит рост производства. Частную собственность российские либералы, наподобие некоторых деятелей европейского Просвещения (XVIII в.), считали «первой общечеловеческой ценностью» (А. Н. Яковлев), предлагали провозгласить ее «священной и неприкосновенной» (Р. И. Хасбулатов).
Номенклатурная приватизация. Стихийная, или робкая, приватизация в России началась еще в 1991 г. Она проходила под прикрытием «аренды с правом выкупа». Суть процесса заключалась в том, что арендатор по истечении срока договора получал возможность выкупить имущество предприятия и стать его полноценным собственником, предпринимателем. Такая возможность предоставлялась тогда еще союзными актами: Основами законодательства СССР и союзных республик «Об аренде», Постановлением Совмина СССР «О развитии арендных отношений».
Российские демократы считали, что подобная приватизация является номенклатурной, воровской, что она на руку чиновникам из министерств и ведомств, которые могли выкупать предприятия по остаточной стоимости.
Поэтому Верховный Совет РСФСР еще 3 июля 1991 г. принял закон «О приватизации государственных предприятий», который положил начало формированию правовых основ приватизации в России. Закон был направлен на проведение открытой и массовой, а не тайной и номенклатурной, приватизации государственной собственности.
Малая денежная приватизация. 10 ноября 1991 г. в новое правительство России, помимо Е. Т. Гайдара, Г. Э. Бурбулиса, С. М. Шахрая, вошел А. Б. Чубайс, который стал председателем Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество, ГКИ). На этом посту он добился превращения Комитета в основной рычаг приватизации государственной собственности. Приватизация вошла в новейшую историю России как «реформа Чубайса», а ее автор - как «главный приватизатор». Приватизация была осуществлена по ценам 1991 г., до осени 1992 г. она проходила за деньги, затем за ваучеры.
Предполагалось в 1992 г. приватизировать 20 % госпредприятий в промышленности и 70 % предприятий торговли и сферы услуг. Расчет был сделан на создание в России среднего класса.
В декабре 1991 г. правительство РФ подготовило первую программу приватизации, утвержденную Указом президента от 26 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».
29 декабря Президиум Верховного Совета РФ одобрил программу, но под названием «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г.». Программа приватизации предусматривала одновременно с либерализацией цен и введением свободы торговли развернуть малую приватизацию, то есть приватизировать предприятия торговли и сферы услуг, что позволяло ликвидировать тотальный товарный дефицит, ставший реальностью к концу 1991 г.
В этих документах решающим для проведения приватизации «по Чубайсу» стало положение о том, что правом распоряжаться объектами государственной собственности на территории России обладает исключительно Г оскомимущество и его комитеты в субъектах федерации. Оно выбивало почву из-под ног министерств и ведомств, хотя Чубайсу и его команде пришлось согласовывать с ними свои действия.
Малая приватизация проходила по трем направлениям: 1) аренда с правом выкупа; 2) через аукционы; 3) в форме конкурсной продажи. В 1992 г. продолжала осуществляться аренда с выкупом, на которую шли директора с сильной поддержкой трудового коллектива. Коллектив приобретал собственность фактически за бесценок - по остаточной стоимости. Г осударство и город от такой формы приватизации ничего в свой бюджет не получали. Стихийная приватизация бюджетные интересы не учитывала и проводилась в пользу партийной, комсомольской, директорской, частично профсоюзной номенклатур, использовавших свое руководящее положение.
Выкупленные на аукционах частные магазины, ателье, кинотеатры, прачечные и т. п. обрели юридическое лицо, стали независимыми хозяйствующими объектами и юридически, и экономически, и финансово. Малая приватизация 1992 г. через аукционы, организованная Госкомимуществом, стала приносить деньги (хотя и небольшие) в госбюджет и бюджеты городов. Таким образом, с 1992 г. «власть положения» была потеснена «властью денег».
В ходе малой денежной приватизации (до конца 1992 г.) в частные руки перешло примерно 40 % предприятий торговли и быта.
Помимо аренды с выкупом и аукционов существовала еще одна форма малой приватизации - конкурсная продажа. Она предполагала предъявление к покупателю определенных требований, если, например, существовали опасения, что собственник может закрыть магазин или изменить его профиль. Однако в больших масштабах к конкурсной форме Госкомимущество не прибегал, опасаясь страсти российских чиновников к запретам.
Чековая (ваучерная) приватизация. В пользу необходимости чековой приватизации правительство РФ выдвинуло три причины: 1) внутри страны нет собственных инвестиционных ресурсов, а денежная приватизация очень дорогое удовольствие. «Новых русских» в стране мало, и денег у них было недостаточно; 2) иностранцы не готовы покупать по высокой цене российские предприятия: экономический кризис и политическая нестабильность в России их отпугивают; 3) социально-психологическая причина: чеки как бы делали соучастниками процесса всех - и богатых, и бедных, создавали иллюзию «равного участия». Это сбивало возможную волну массового недовольства. Ведь основные деньги были сосредоточены примерно у 5 % населения. Большую приватизацию за деньги организаторы процесса считали социально неприемлемой.
11 июня 1992 г. Верховный Совет РФ окончательно утвердил Государственную программу приватизации на 1992 г. (которую правительство провело в конце декабря 1991 г. лишь через Президиум Верховного Совета в форме «Основных положений»). Программа предусматривала форсированную массовую приватизацию посредством именных приватизационных чеков (ваучеров).
1 июля 1992 г. президент издал указ о плане приватизации. К рынку было намечено идти по спущенному «сверху» плану - кому, когда, сколько приватизировать. Указ учитывал менталитет чиновников: столица спускала план - провинция обязана его выполнить. Инициатор указа А. Б. Чубайс считал, что по советскому образцу до каждого субъекта федерации необходимо довести план: в Архангельской области, например, приватизировать 80 % предприятий легкой промышленности, 50 % пищевой, 45 % строительных материалов. И так по алфавиту - от «А» до «Я» (Ярославская область). В конце 1992 г. была разработана «трехлетка реформ» (трехлетний план реформ), которая ежегодно обновлялась и соблюдалась.
В августе 1992 г. вышел Указ президента России № 721 о приватизационных чеках. В отличие от позиции Верховного Совета, предлагавшего сделать их именными, фамилия владельца на чеке не указывалась. Ваучер стал государственной ценной бумагой «на предъявителя». Это дало возможность финансовым группам скупить их по низкой цене у части населения или обещанием огромных дивидендов выманить чеки через различные фонды и за бесценок скупить дорогостоящие предприятия.
С 1 октября 1992 г. началась продажа (по цене 25 рублей) всем гражданам России (родившимся до 2 сентября 1992 г.) приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (или 40 долларов США по курсу осени 1992 г.). Г оворилось, что один ваучер равен стоимости двух автомобилей «Волга». Предполагалось, что каждый гражданин России таким образом становился собственником определенной доли общенационального богатства (государственной или муниципальной собственности) в пределах этой суммы. Ваучер был действителен по 31 декабря 1993 г. Его можно было обменять на акции инвестиционных фондов, продать, подарить, передать по наследству. В 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.
ГКИ составил 3 списка предприятий: не подлежащих приватизации; подлежащих приватизации, но с ограничениями; подлежащих без ограничений. Предприятия третьего списка приватизировались в двух основных вариантах: 1) вся собственность выставлялась на чековый аукцион; 2) 51 % собственности оставался в руках трудового коллектива, а 49 % выставлялось на аукцион или конкурс.
Ограниченно приватизировались предприятия военнопромышленного комплекса.
Первые чековые аукционы состоялись в августе 1992 г. в Нижнем Новгороде, Петербурге и Челябинске.
В начале 1993 г. (январь-март) разразился кризис чековой приватизации. В ходе аукционов было собрано очень мало чеков. Большинство предприятий не торопились участвовать в этом деле, надеялись: а вдруг пронесет. Поэтому цена на чеки резко упала: с 10 до 4 тыс. рублей. Из кризиса стали выходить лишь после референдума 25 апреля 1993 г., на котором был поддержан курс реформ.
Ваучерная приватизация, которую хотели завершить к концу 1993 г., была продлена до 30 июня 1994 г. в связи с политическим кризисом осени 1993 г.
В первой половине 1994 г. ее темпы резко возросли. К началу денежного этапа приватизации 70 % государственной, региональной и муниципальной собственности перешло в частные руки.
На подготовку и проведение чековой приватизации Г оскомимущество потратил 40 млн долларов (на печатание чеков, раздачу их населению, создание аукционных центров, проведение чековых аукционов, уничтожение использованных чеков, пропаганду приватизации). Из этой суммы 10 млн долларов предоставило Агентство международного развития США. Америка была самым крупным донором российской приватизации.
Куда ушли ваучеры? 25 % ушло в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды); 25 % были проданы гражданами - примерно двум тысячам юридических лиц, ставших главными игроками чековых аукционов; 50 % - вложены членами трудовых коллективов в собственные предприятия. Всего до 1 июля 1994 г. было использовано 95-96 % выданных чеков.
Финансовые «пирамиды». Чековые инвестиционные фонды (ЧИФы) создавались при поддержке государства. В них вложила свои чеки преимущественно интеллигенция, не связанная с производством и торговлей, в надежде получить солидные дивиденды. Однако многие из этих фондов оказались заурядными «пирамидами»: «Хопёр», «Гермес», «Нефтьалмазинвест» и т. п. (всего около 1800). Собрав чеки у населения, они исчезли. В массовый обман населения превратились и обещания огромных процентов на вложенные деньги, которыми приманивали доверчивых граждан в свои «пирамиды» многочисленные коммерческие банки, фонды и акционерные общества. Только фонд «Тибет» присвоил 1,5 млрд неденоминированных рублей. Глава печально знаменитого АО «МММ» Сергей Мавроди, обманувший миллионы сограждан, на время даже стал депутатом Государственной думы (затем был арестован и находится под следствием). Фонд «Властилина» разорил миллион вкладчиков, его владелица Валентина Соловьева, находясь под стражей, тоже претендовала на участие в выборах в Г осдуму. «Русский дом Селенга», «Реванш» и другие фонды разорили миллионы доверчивых сограждан. Еще весной 1997 г. в России функционировали 1153 нелицензированные компании, привлекавшие средства граждан и сколотившие за их счет огромные состояния.
Общий ущерб от действий махинаторов превысил 30 трлн неденоминированных рублей, жертвами афер подобных «фирм» стали более 30 млн вкладчиков. Имущество и денежные средства липовых компаний скрыты, скрылись и их владельцы. В 1996 г. на 100 организаторов финансовых «пирамид» были заведены уголовные дела, в феврале 2000 г. руководители «Русского дома Селенга» были приговорены к 8 годам заключения, но в большинстве случаев махинаторы остались безнаказанными.
Государство не создало систему защиты населения от мошенников. Более того, опробовав на этих фондах метод выкачивания чеков, оно создало свою «пирамиду» - ГКО (государственные краткосрочные обязательства), которая лопнула в августе 1998 г., поставив на грань банкротства всю Россию. Игра в «пирамиды» позволила вырастить собственных олигархов, чьи капиталы превзошли капиталы зарубежных миллионеров. Присвоение государственных активов стало самой эффективной формой накопления частного капитала. В тех условиях огромные состояния сколачивались мгновенно и за чужой счет. В стране складывался, по выражению Дж. Сороса, «грабительский капитализм».
Денежная приватизация. Официально денежная приватизация началась 1 июля 1994 г., а фактически - с осени 1995 г., когда начались залоговые аукционы. Г одовой простой был обусловлен как стагнацией (застоем) рынка, так и политическими причинами - ожиданием парламентских выборов 1995 г., пассивностью нового председателя
Госкомимущества В. П. Полеванова, который сменил А. Б. Чубайса после окончания чекового этапа. Полеванов был противником форсированной приватизации, видя в ней угрозу национальной безопасности. В феврале 1995 г. ГКИ возглавил С. Г. Беляев, либерал из «команды Чубайса».
В денежной приватизации принимал и принимает участие очень небольшой процент населения - олигархи, «денежные мешки». В ходе перераспределения собственности они становятся еще богаче.
Всплеск денежной приватизации осенью 1995 г. принес госбюджету 1 млрд долларов. Затем процесс развивался по синусоиде: весной 1996 г. начался застой, страна ожидала президентских выборов; после победы Б. Н. Ельцина вновь начался бурный рост стоимости акций приватизированных предприятий, затем снова застой, период всеобщей апатии на фоне болезни президента. В начале 1997 г. с приходом в правительство А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова последовал новый подъем.
Денежная приватизация второй половины 1990-х гг. - это преимущественно передел частной собственности за деньги, но распродавалась и государственная собственность. Самой крупной сделкой этого периода, «сделкой века», стала продажа в 1997 г. «Связьинвеста» - государственной телефонной компании. Блокирующий пакет компании (25 % плюс 1 акция) за 1 млрд 875 млн долларов купил консорциум, организованный ОНЭКСИМбанком во главе с В. О. Потаниным. Сделка была проведена, когда во главе Госкомимущества стоял А. Р. Кох, который считал ее началом «неолигархического, конкурсного, конкурентного российского капитализма».
К концу 1990-х гг. было приватизировано 150 тыс. предприятий. Страна получила 9,7 млрд деноминированных (новых) рублей (менее 5 % реальной стоимости предприятий). Эти мизерные средства свидетельствуют о том, что решение о приватизации руководство России приняло, прежде всего, по политическим, а не социальноэкономическим причинам.
Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свертыванию целых отраслей промышленности. Она породила (или усилила) такие явления, как коррупция (только в 2000 г. до суда было доведено 8 тыс. дел о взяточничестве и коррупции; и это, вероятно, лишь вершина айсберга), рост теневой и криминальной экономики, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления.
Аграрная реформа. С начала 1990-х гг. сельское хозяйство находилось на периферии государственной политики руководства России. Была резко сокращена государственная поддержка аграрнопромышленного комплекса (АПК), ликвидирована государственная система материально-технического обеспечения села. Упор был сделан на проведение аграрной реформы путем создания новой аграрной структуры на базе государственных и негосударственных форм собственности.
Начало реформе в аграрном секторе положили Указ президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановление правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», вышедшие в декабре 1991 г. Согласно им, все сельскохозяйственные предприятия в течение 1992 г. были обязаны провести реорганизацию, в двухмесячный срок перейти к «частной коллективно-долевой и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР». Местным органам исполнительной власти вменялось в обязанность обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Словом, это напоминало столыпинскую аграрную реформу, нацеленную на создание слоя крепких, зажиточных крестьян (фермеров) путем выделения земель из крестьянской общины в частную собственность. Столыпинская реформа, как известно, не удалась.
Указ и постановление строго регламентировали порядок выделения из хозяйства индивидуального производителя, декларировали его права обмена, залога, купли-продажи земельного участка, ответственность должностных лиц за возможные препятствия этому процессу. 27 октября 1993 г. вышел Указ президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он закрепил право граждан и юридических лиц - собственников земельных участков - «продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями». Граждане и юридические лица могли вновь объединить свои земельные доли в общую собственность.
Указ гарантировал неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также прав собственников при совершении сделок с землей. Члены коллективных предприятий должны были получить свидетельства о праве собственности без выделения земли в натуре. Если же они желали выделиться, рассчитывая организовать свое хозяйство, сдать землю в залог, аренду, обменять земельную долю на имущественный пай, передать его по наследству и т. п., то согласия других собственников на это не требовалось. Собственники земельных паев могли продавать их любым гражданам и юридическим лицам с одним условием - для производства сельскохозяйственной продукции. Правом скупать землю и продавать ее всем желающим наделялись комитеты по земельной реформе. При этом они же получили право контроля за использованием этих земель, в том числе новыми владельцами.
К середине 1990-х гг. из 25,5 тыс. колхозов и совхозов было приватизировано, реорганизовано и перерегистрировано 24 тыс. хозяйств (95 %). Из них треть сохранили свой прежний статус. Остальные были преобразованы в акционерные общества и товарищества, кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и пр. Доля государственного сектора в сельскохозяйственном производстве сократилась до 10 %.
Главным достижением аграрной реформы стало создание фермерских хозяйств. Однако процесс носил противоречивый характер. Если к середине 1990-х гг. их число возросло до 285 тыс., то в дальнейшем из-за возросших трудностей с материальнотехническим обеспечением, ухудшения финансового положения и по другим причинам численность фермерских хозяйств сократилась и стабилизировалась к концу десятилетия на уровне 270 тыс.
В 2002 г. в них было занято примерно 1 млн человек. Им передали в собственность и аренду 5 % сельхозугодий и 6 % пашни страны, на которых они производят примерно 2 % валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 5 % общего производства зерна. Средний размер фермерского хозяйства составляет 40 га. На долю более 60 % хозяйств приходится в среднем менее 20 га земли. В условиях фермерского малоземелья рассчитывать на высокую рентабельность производства не приходится. Тем не менее, с конца 1990-х гг. начался рост валового производства сельхозпродукции фермерских хозяйств. В 2001 г. он составил 6,5 %, в 2002 г.- более 20 %.
За годы аграрной реформы доля населения, занятого в производстве продукции сельского хозяйства, увеличилась с 32 % в 1992 г. до 58 % в 2002 г. Однако само производство сельхозпродукции с 1992 по 2002 г. сократилось: зерна - с 106,8 до 86,6 млн т, мяса - с 12,9 до 11 млн т. Проблема обеспечения населения страны продуктами питания во многом стала решаться за счет импорта (ввоза из-за рубежа).
Итоги социально-экономического развития России в 1990-е гг. К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности - федеральной, региональной, муниципальной (городской, сельской). В стране сложилась многоукладная экономика, состоящая из государственного капитализма (бывшие общенародные предприятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хозяйства. Направление экономического развития страны стал определять крупный, средний и мелкий бизнес. Он усилил сырьевую и подорвал наукоемкую ориентацию производства.
Сформировался класс предпринимателей (новой буржуазии), владеющий средствами производства и информации, и пролетариата (наемных работников), лишенного собственности. Численность первого составила около 15 млн человек (с членами семей) - менее 10 % населения страны. Его вершина - олигархи - стали фактическими хозяевами новой России. Они неэффективно управляли страной, однако по замыслу реформаторов, в ходе очередных переделов собственности появится «эффективный собственник», который сделает Россию процветающей страной.
В переходный к капитализму период резко возросла роль криминала в обществе. К концу 1990-х гг. под его контролем находилось примерно 40 % частных и 60 % государственных предприятий, от 50 до 85 % банков. Удельный вес теневой экономики вырос до 40 % валового внутреннего продукта (ВВП), в теневой бизнес было вовлечено около 9 млн россиян. Происходило сращивание властных структур с криминальным капиталом.
Во второй половине 1990-х гг. в стране насчитывалось более 5 тыс. различных криминальных группировок и банд мафиозного типа общей численностью около 100 тыс. человек, с которыми были связаны еще порядка 3 млн человек. В 1999 г. в России было зарегистрировано 3 млн преступлений. Ежегодно в стране бесследно исчезают 40 тыс. граждан. Почти вдвое увеличилось число тяжких преступлений, совершаемых подростками.
Нашумевшие, но до сих пор нераскрытые заказные убийства конца 1990 - начала 2000-х гг. священника отца Александра (А. В. Меня), Д. Ю. Холодова, В. Н. Листьева, М. В. Маневича, Г. В. Старовойтовой, В. С. Новоселова, В. В. Похлебкина, Н. М. Гиренко, Пола Хлебникова, А. С. Политковской и других видных политических и общественных деятелей, депутатов, журналистов, адвокатов, ученых, банкиров и предпринимателей (к сожалению, этот мартиролог далеко не исчерпан1) рельефно подтверждают нелестное мнение английского журнала «Экономист», что «убийство в России - это продолжение политики иными средствами».
Многократно возросло чиновничье мздоимство. По зарубежным экспертным оценкам, в 1998 г. Россия входила в первую десятку наиболее коррумпированных стран мира (из более чем 80 обследованных). Ежегодно предприниматели вынуждены тратить на взятки более 18 млрд рублей. Криминализация власти затронула и ее законодательную ветвь. Только в 1993-1994 гг. более 330 депутатов различных уровней совершили уголовные преступления. Из них лишь 46 были осуждены, остальные прикрылись депутатским иммунитетом.
В 1990-е гг. произошли спад производства и массовое «бегство капиталов» за рубеж, которое продолжается и поныне. По имеющимся данным, к середине 1998 г. из России были нелегально вывезены более 700 млрд долларов (по другим - зарубежным - сведениям, к 2000 г. эта цифра составила «всего» от 150 до 350 млрд). По официальным данным, только в 2000 г. экспорт капиталов из России превысил 25 млрд долларов, импорт же составлял 3-4 млрд долларов в год. Отток капиталов продолжает увеличиваться: в 2004 г. он составил уже 33 млрд долларов (самый большой с 1997 г.), т. е. всего за 4 года возрос в 1,3 раза. В 2000 г. 40 тыс. миллионеров и миллиардеров скрывали свои деньги за рубежом. Растет и внешний долг частного сектора. Все это свидетельствует о неблагополучном финансовом климате в стране и недоверии деловых кругов к государственным гарантиям.
Падение ВВП и промышленного производства продолжалось почти все 1990-е годы (на 43 и 46 % соответственно). Временная стабилизация положения в 1997 г. была нарушена в следующем году Всероссийским финансово-экономическим кризисом 17 августа 1998 г. Со времени краха советской системы объем промышленного производства в России сократился вдвое. Сокращение национального богатства и падение промышленного производства в 1990-е гг. сравнимо с первым периодом Великой Отечественной войны. Лишь с 1999 г. начался относительный рост российской экономики (главным образом, благодаря продаже нефти).
Обострение экономического кризиса. В 1992 г. значительно сократилось потребление населением продуктов питания: мяса - до 81 % от уровня 1991 г., молока - до 56 %, овощей - до 84 %, рыбы - до 56 %.
С этого года начинается абсолютное сокращение численности населения России из-за падения рождаемости и роста смертности новорожденных; сокращения средней продолжительности жизни мужчин (на 7,5 лет) и женщин (на 4,7 года). В 1996 г. темпы сокращения населения (депопуляции) составили 1,5 млн человек в год, демографическая разбалансировка достигла угрожающего предела.
Начался спад промышленного производства, который в первом году реформ составил 35 %, развивалась инфляция. Не оправдались расчеты реформаторов на поддержку Запада. Из страны начался активный вывоз капитала за границу, ежегодно от 10 до 40 млрд долларов. Реформы Гайдара вызвали неприятие у многочисленных слоев и групп населения. В декабре 1992 г. Гайдар (исполняющий обязанности главы правительства) был отправлен в отставку, пост председателя Совета министров занял В. С. Черномырдин (возглавлял правительство до 23 марта 1998 г.).
Реформы привели к расслоению общества на богатых и бедных. К середине 1990-х гг. соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченных возросло с 4,5 : 1 до 13,5 : 1. И без того почти пятикратный разрыв между богатыми и бедными увеличился в пользу первых к 1996 г. еще втрое. Для примера: богатые и состоятельные получали 77,6 % общего денежного дохода населения, тогда как в сытой Америке этот показатель равнялся 44 %, т. е. был почти вдвое «демократичнее». Десятки миллионов людей имеют денежный доход меньше прожиточного минимума.
1993 г. в сфере экономики был отмечен продолжением широкомасштабных рыночных преобразований: акционированием предприятий, приватизацией государственной собственности, борьбой с инфляцией, стабилизировавшейся к декабрю на уровне 15-17 % в месяц. Проводилось активное регулирование курса рубля по отношению к мировым валютам, неоднократные централизованные увеличения размеров заработной платы в бюджетной сфере. Дефицит госбюджета был в основном ликвидирован, инфляция сокращена, но с началом выплат бюджетникам она снова стала набирать темп.
Большое значение для укрепления российской валюты имело решение Центрального Банка России (ЦБР) об изъятии из обращения государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961-1992 гг. с 26 июля 1993 г. Это решение оказало большое влияние на финансовые отношения России с бывшими республиками СССР, ускорив введение ими в обращение национальных валют.
К 1996 г. объем ВВП снизился по сравнению с 1990 г. на 40 % (для сравнения: во время Великой Отечественной войны падение этого показателя составило 48 %). В результате инфляции курс рубля упал в течение 5 лет (с весны 1992 до весны 1997 г.) с 300 до 4700 рублей за один доллар США. Обозначилась долговременная тенденция к экономической дифференциации российского общества (в 1995 г. на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось более 30 % денежных доходов, тогда как на долю 10 % наименее обеспеченного населения - только 2,5 %). Усилилась финансовая зависимость страны от международных финансовых организаций и наиболее развитых государств Запада.
В 1996 г. наступает определенная временная стабилизация экономического кризиса. С 1994 по 1996 г. число людей, живущих за гранью бедности, снизилось с 33 до 19 %. Вместе с тем безработица продолжала расти: с более чем 6 млн официально зарегистрированных безработных в начале 1996 г. до 8 млн 350 тыс. в августе 1998 г. При этом, естественно, явную безработицу значительно превышала скрытая (частично или нерегулярно занятые работники и незарегистрированные на бирже труда безработные). К началу 2001 г. насчитывалось около 7 млн безработных, - меньше, чем в кризисном августе 1998 г., но больше, чем до кризиса.
Безработица, рост преступности и стоимости товаров, а также медицинских, образовательных и бытовых услуг сводят на нет социальную защищенность населения.
Назад | Содержание | Вперед |