§ 15. Демократы у власти: политическое развитие новой России
Демократизация системы власти. После провозглашения России суверенным государством была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик из официального названия государств были исключены слова «советское» и «социалистическое», введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права в местных органах власти.
В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской, системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая. Но, если прежде при реальном всевластии КПСС эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от однопартийного диктата, начали чинить препятствия исполнительной власти, срывая проведение реформ. Тон в этом задавал Съезд народных депутатов России, избранный в годы диктатуры партии и под ее решающим влиянием, а также созданный из части народных депутатов Верховный Совет.
В центральных властных структурах усиливалось противостояние демократических и консервативных сил, так же как и дробление политических движений, противостояние вчерашних политических союзников. Основным полем противостояния стали радикальные экономические реформы.
Они были неизбежны, однако оказалось очевидным, что проводятся они за счет народа, тогда как бюрократия осталась по-прежнему в выигрыше. Бывшие партийные чиновники после запрещения КПСС благополучно пересели в кресла руководителей коммерческих структур, многие из которых были созданы на деньги партии еще в период Перестройки. Коррупция старого и нового аппарата приобрела угрожающие масштабы. Усилилось экономическое расслоение общества. Все распространеннее становилась социальная апатия и неверие большинства россиян политикам. На этом фоне политические разногласия борющихся за власть группировок свидетельствовали о глубоком кризисе власти. Создавалось впечатление, что Россия и ее структуры власти повторяют недавний путь развалившегося СССР.
Главным препятствием такому развалу могли бы стать реформы, действительно улучшающие жизнь народа. Однако противостояние парламента и президента, подыгрывание депутатов хозяйственной номенклатуре в деле «выбивания» кредитов вели к раскручиванию инфляционной спирали, не оставляли надежды на улучшение жизни народа.
Отсутствие позитивных перспектив неизбежно ведет к социальной напряженности, длительные провалы - к потере кредита доверия центральным властям.
В условиях разрыва хозяйственных связей и стремления регионов выходить из кризиса собственными силами такой путь ведет к сепаратизму. Сепаратизм территорий фактически был поощрен заявлениями президента России Б. Н. Ельцина, предложившего республикам в составе России «взять суверенитета столько, сколько кто может». «Раздача» суверенитетов могла привести в ближайшие годы к созданию на территории России десятков самостоятельных независимых «государств» со своими институтами власти, армией, границами, денежными единицами. Примерно так, как это было в период феодальной раздробленности на Руси или в 1920-1930-е гг. в Китае, где многие районы этой страны находились под управлением различных генералов-милитаристов.
Строго говоря, подобная опасность не исключена и в будущем, поскольку в системном смысле вслед за распадом суперсистемы (СССР) вследствие ослабления или ликвидации скрепляющих ее структурных связей и отношений может в силу этих же причин распасться и подсистема следующего уровня (РФ).
Конституционная реформа. Конституционная реформа в России в 1992-1993 гг. была вызвана ликвидацией СССР и необходимостью принятия собственной Конституции. Существовавшая тогда Конституция России, несмотря на многочисленные поправки, была конституцией республики, входившей прежде в состав СССР. После Беловежского соглашения (1991 г.) требовалось принять конституцию нового суверенного (независимого) государства.
Реформа проходила в условиях политической борьбы, обусловленной экономическим курсом сформированного и возглавленного президентом России правительства. Правительство и президент настаивали на форсированном переходе к свободной рыночной экономике, к частнопредпринимательскому капитализму. Это требовало максимальной концентрации власти в руках исполнительной власти и президента. Парламент же и поддерживающий его вице-президент А. В. Руцкой отстаивали плавный и сбалансированный (не шоковый) вариант перехода к рынку при доминирующей роли государственного регулирования, т. е. - к государственному капитализму, стремясь контролировать реформу.
В конституционном плане борьба велась между двумя вариантами государственного строительства страны - быть ли России президентской или парламентской республикой.
Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоявший с 1990 г. из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей), как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган и сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности и определения внутренней и внешней политики, многие их прежние права (подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его председателя, контроль за их деятельностью и др.) отошли к президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.
Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий, фактически - напряженной политической борьбы между законодательной и исполнительной властями. Эта борьба, как и конституционная реформа, прошла в своем развитии два этапа: первый (1992 г.) вылился в борьбу между парламентом и правительством, второй (1993 г.) - между парламентом и президентом и в конце концов привела в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся разгоном Верховного Совета Российской Федерации, ликвидацией советской власти и всенародным голосованием по новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Федеративный договор. Первым крупным шагом конституционной реформы в России стало подписание 31 марта 1992 г. в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами Российской Федерации и органами власти республик, который определил основы взаимоотношений между субъектами Российской Федерации (республика, край, область, округ) и федеральным центром. Договор предотвратил угрозу распада суверенной России вслед за СССР. В процессе «парада суверенитетов» российских автономий, поощряемого как президентом СССР, так и президентом РСФСР, подобная угроза стала реальной к концу 1991 г. Договор не подписали Татарстан1 (присоединился в 1994 г.) и не признанная российским руководством Чечня, которая заявила о выходе из РФ и готовности вооруженным путем защищать свою независимость.
Назад | Содержание | Вперед |