Тема 3. Коллектив и формирование личности
Коллектив и личность. А.С.Макаренко о формировании коллектива.
Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и общения.
Личность - социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.
Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, главная функция которого - воспитание подрастающих поколений.
Признаки коллектива
1. Общая социально значимая цель, не противоречащая общественным целям, конституции и законам государства.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости.
4. Общий выборный руководящий орган.
5. Сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу.
Функции коллектива
Нравственно-регулятивная - носитель и пропагандист определенных нравственных и социальных установок.
Организационно-объединяющая - основная форма организации детской жизнедеятельности и сплочения воспитанников.
Стимулирующая - формирование личности через межличностные отношения и общественное мнение, побуждение личности к нравственно ценной деятельности.
Воспитательная - воздействие на личность членами коллектива и воспитателем.
Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939г.г.) разрабатывал технологию поэтапного формирования коллектива. В 1920 - 1928 г. г. был организатором колонии для малолетних правонарушителей. С 1926 года колония носила имя М.Горького. В 1928 - 1935 г.г. заведует коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. В 1935 г. в г. Киеве заведовал педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. переехал в Москву, где занимался педагогической деятельностью. В 30-е годы в газетах «Известия», «Правда», «Литературная газета» публикуется большое число его статей, издаются лекции под заглавием «Лекции о воспитании детей». Одними из самых известных произведений А.С.Макаренко являются «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
А.С.Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: «Движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти».
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований, на котором выделяются несколько стадий:
1-я - становление коллектива (первоначальное сплочение). Организатор коллектива - педагог, все требования исходят от него. Эта стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности, общей организации.
На 2-й стадии усиливается влияние актива, характерна стабилизация структуры коллектива, т.е. он выступает как целостная система, где начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
3-я и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива, т.е. более высокие требования членов коллектива к себе, повышение уровня воспитанности, устойчивость взглядов, суждений, привычек.
Коллектив формирует целостную, нравственную личность.
Между стадиями нет четких границ.
В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.
Принципы развития коллектива: гласность; ответственная зависимость; перспективные линии; параллельное действие.
Взаимодействие личности и коллектива
Назад | Содержание | Вперед |