Тема 2. Составные части воспитания

  Умственное воспитание школьников. Культура учебного труда.
  Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, диалектического мышления, рациональной организации учебного труда.
  Задачи:
  1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании.
  2. Формирование умений и навыков познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления.
  3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формировании мировоззрения, в освоении способов деятельности.
  4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, к самому себе.
  Пути осуществления
  1. В учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и до полнительного образования (развивающее обучение).
  2. В процессе самообразования.
  3. В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми (в т. ч. внеклассной работе).
  4. В результате влияния СМИ.
  Массовые формы: научно-популярные лекции, конференции, тематические выставки, выпуск стенгазет, организация недель по предметам, вечеров, конкурсов, олимпиад.
  Групповые формы: предметные кружки, секции и т.д.
  Индивидуальные формы: связаны с чтением научно-популярной литературы, конструированием и моделированием, выполнением творческих заданий, подготовкой докладов, рефератов и т.п.
  Культура учебного труда характеризует качество умственной деятельности учащихся и включает в себя:
  - правильной планирование учебного труда;
  - четкую организацию учебного труда;
  - соблюдение правил учебной гигиены;
  - рациональные приемы работы с литературой;
  - самоконтроль;
  - своевременную коррекцию своих действий;
  - самоанализ результатов умственного труда;
  - выявление причин обнаруженных недостатков;
  - устранение недостатков в новом цикле учебной деятельности.
  Содержание, пути и формы нравственного воспитания в современных условиях.
  Мораль - сумма правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми.
  Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
  Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
  Задачи:
  1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка.
  2. Развитие нравственных чувств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия и др.
  3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек.
  Пути осуществления
  1. Использование потенциала учебного процесса.
  2. Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т. д.
  3. Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении.
  4. Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений общественного воспитания.
  Методы и формы: нравственное просвещение, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, специальные уроки, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции.
  Критерии нравственной воспитанности
  - знание нравственных норм;
  - наличие в сознании учащихся нравственных правил, потребность и умение их выполнять;
  - способность переживать нравственные чувства;
  - поведение в соответствии с нравственными нормами.
  Педагогические основы трудового воспитания. Профориентация.
  Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы.
  Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и других качеств.
  Задачи
  1. Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека.
  2. Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
  3. Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству.
  Пути осуществления
  1. Общеобразовательная подготовка.
  2. Трудовое обучение.
  3. Внеклассная и внешкольная работа, включающая в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение.
  4. Трудовая деятельность (учебный труд, общественно-полезный труд, производительный труд).
  Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Учебными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления учащимися нравственных качеств, коллетивизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома и др.), летнюю работу во время каникул, работу в школьных ремонтных бригадах, шефскую работу. Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, меж- школьные мастерские.
  Педагогические требования организации трудового воспитания
  - раннее приобщение к труду;
  - общественная значимость трудовой деятельности;
  - радость труда;
  - тактичный контроль со стороны взрослых;
  - чередование труда и отдыха, чередование видов труда;
  - результат каждого трудового задания;
  - не отрицание личной материальной заинтересованности ребят;
  - связь с нравственным воспитанием;
  - соответствие возрастным особенностям;
  - самостоятельная организация своего труда.
  Психологическая и практическая подготовка к труду находит свое продолжение и развитие в профессиональной ориентации, которая представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
  Профессиональная ориентация состоит из: профессионального просвещения, профессиональной диагностики, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение учащимся определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление школьников с профессиями. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов. Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку и использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом такой консультации должно быть определение не одной какой- либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профкон- сультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии. Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
  Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. В начальной школе формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезным людям. В основной школе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере производства. На ступени средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, к большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.
  Эстетическое воспитание школьников.
  Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в жизни и искусстве.
  Задачи
  1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
  2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественнотворческой деятельности.
  3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка умений и навыков организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.
  Пути осуществления
  1. Эстетическое воспитание и образование в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, ИЗО, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы.
  2. Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п.
  Формы внеклассной и внешкольной работы: кружки, студии, центры эстетического воспитания, музыкальные и художественные школы, концерты, художественная самодеятельность, недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники, выставки.
  Принципы системы эстетического воспитания
  - всеобщность;
  - комплексный подход;
  - связь с жизнью;
  - сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий;
  - единство художественного и общего развития детей;
  - художественно-творческая деятельность и самодеятельность детей;
  - эстетика всей детской жизни;
  - учет возрастных особенностей детей.
  Физическое воспитание школьников.
  Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает детей в разнообразные формы занятий физической культурой и спортом, способствует гармоничному развитию личности.
  Задачи
  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников.
  2. Формирование системы физкультурно-спортивных знаний.
  3. Развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
  4. Развитие волевых и спортивно-физических качеств (сила, ловкость, выносливость и т.п.), психической уравновешенности.
  5. Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.).
  6. Формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений ).
  7. Выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
  Пути осуществления
  1. Физическое воспитание в учебном процессе - уроки физкультуры в зависимости от возраста.
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия (гимнастика, физкультминутки, подвижные игры).
  3. Внеклассные формы занятий физкультурой и спортом.
  4. Общешкольные и внешкольные физкультурно-массовые спортивные мероприятия.

Назад Содержание Вперед